Четверг
10 МайАналитический обзор «Практика работы с одаренными детьми и молодежью в контексте проблематики индивидуализации образования»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И МОЛОДЕЖЬ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение особенностей одаренности и способов ее развития является предметом многочисленных психолого-педагогических исследований. В классической отечественной науке выделяют следующие виды одаренности:
в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спорте и организации деятельности других;
в познавательной сфере – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);
в художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;
в коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность;
в духовно-ценностной сфере – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Признаки одаренности проявляются в двух аспектах: инструментальный и мотивационный. Инструментальный аспект отражает владением стратегиями и средствами быстрого освоения деятельности; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений. Инструменты, используемые человеком, зачастую отражают его своеобразный индивидуальный стиль деятельности и систему само регуляции, а также особый тип организации знаний и когнитивные особенности, задающие тип обучаемости.
Мотивационный аспект характеризуется повышенной избирательной чувствительностью и переживанием чувства удовольствия в аспектах деятельности; повышенной познавательной потребностью и ярко выраженным интересом; неприятием стандартных, типичных заданий и готовых ответов; высокой требовательностью к результатам собственного труда, стремлением к совершенству.
Среди исследователей и практиков наблюдаются расхождение в мнениях о том, в какой среде необходимо обучатся одаренным детям – в специальных классах и
организациях или в условиях гетерогенной среды. В последнее время широко стала обсуждаться проблема социальной дискриминации, буллинга одаренных детей и молодёжи со стороны социальных групп. У части одаренных существуют проблемы, связанные с трудностями установления социальных контактов и дружеских связей, в общении со сверстниками, и особенно это характерно для одаренных с IQ выше 140. В результате такие дети чувствуют себя в изоляции, играют в одиночестве и ищут друзей старше себя по возрасту, либо маскируют свою одаренность, чтобы не выделяться и не чувствовать себя изгоями. Исследования показали, что отношение родителей к одаренному ребенку, оценка уровня его способностей, их представления об одаренности, состав семьи, образование родителей, семейный климат оказывают влияние не только на реализацию потенциала в академических достижениях, но и на социальную компетентность детей. Значимость социоэмоциональных условий в семье и школе для развития потенциала ребенка обусловливает необходимость разъяснительной работы с родителями, целенаправленной подготовки учителей и психолого-педагогического сопровождения в образовательных программах. Проблемой также эксперты выделяют стереотипный подход к формам поддержки одаренности, выражающийся в продвижении/поощрении детей, уже достигших успеха в интеллектуальной, творческой и спортивной деятельности.
Ознакомиться с ПОЛНОЙ ВЕРСИЕЙ обзора.