Четверг
4 ИюнУчастие в проекте «Технология свободного проектирования»: погружение и отражение.
Участие в проекте «Технология свободного проектирования»:
погружение и отражение.
В 2020 году МБОУ «Лицей №44» г. Чебоксары участвует в проекте «Технология свободного проектирования», который реализует команда Института ПрЭСТО при поддержке Фонда президентских грантов (проект №19-2-002780).
Технология инициации, поддержки и сопровождения проектов, выражающих инициативы детей в свободном пространстве, разрабатывалась специалистами Института ПрЭСТО в течение нескольких лет, начиная с 2009 года, в рамках образовательных интенсивов. В результате были сформированы принципы, техники и приемы построения пространства для проявления детской инициативы через проекты.
Участники данного проекта имеют возможность освоить данную авторскую технологию в режиме реальной деятельности и опробовать ее элементы на практике.
Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых, в свою очередь, включает различные модули.
Обучающий дистанционный этап продолжался с января по март.
В рамках первого, организационного, модуля происходило формирование команд и их регистрация на специально созданной образовательной платформе. В команду Лицея 44 «Шаг в будущее» вошло десять человек – пять взрослых и пять учащихся. А всего в проекте зарегистрировалось 36 команд из разных регионов Российской Федерации – от Москвы до Сахалина.
Второй модуль обучающего этапа – концептуальный – помог участникам проекта познакомиться с основными идеями и принципами, на которых строится Технология свободного проектирования (ТСП). Командам были предоставлены материалы – видео и тексты – с описанием концептуальных положений ТСП, после знакомства с которыми мы сформулировали вопросы для обсуждения на вебинаре и по его итогам написали рефлексивные эссе о понимании специфики технологии свободного проектирования и видении ее реализации в своей образовательной практике.
Третий модуль обучения назывался технологическим и был посвящен элементам конструирования пространства свободного проектирования. Структура модуля включала несколько заданий разнообразного формата: знакомство с описанием технологии, работа с кейсами, участие в онлайн-вебинаре, написание эссе на тему «Чему хотели бы научиться на Фестивале?». Важно отметить, что представительство команды (взрослых и детей) в Фестивале свободного проектирования – это обязательное условие проекта. Командам, выполняющим все задания в срок, на платформе давались еще и «бонусы» – авторские материалы ПрЭСТО.
Очное участие в образовательном интенсиве на платформе «Вперед, в будущее!», где команды в реальной практике участвуют в организации проектной деятельности детей, а также начинают работу над собственной моделью проектного пространства, должно было стать завершением обучающего этапа.
Но жизнь внесла свои коррективы: стало ясно, что встреча команд в Перми 21 марта состояться не сможет. И тогда команда ПрЭСТО приняла очень непростое и смелое решение: меньше, чем за неделю была создана новая платформа Es-presto.ru для Фестиваля свободного проектирования в режиме «онлайн».
Организаторы обратились к командам с такими словами: «Это отличный вызов в кризисное время. Все вместе мы сможем создать уникальный онлайн-ресурс, мотивирующий выстраивать интересно свою жизнь при любых внешних обстоятельствах. Мы крайне креативные ребята. Мы решили, что вместо «это не получится», мы будем работать в формате «а давайте придумаем, как это будет». Такая позиция однозначно даст позитивные результаты и очень сильно продвинет нас в понимании дистантного построения образования и сообществ».
И организаторы онлайн-интенсива – команда ПрЭСТО вместе с командой МТА – с этой сверхзадачей справились блестяще!
В течение семи дней онлайн-интенсива всеми его участниками создавалась уникальная, построенная по всем канонам тьюторства образовательная среда: происходило знакомство, общение, работали семинары, студии, проходили тьюториалы, реализовывались проекты. Общее пространство интенсива было наполнено прямыми трансляциями и активностью в вебинарных комнатах, каждый день в «общие сборы» включалось до 30 участников, а ведь это были люди, занятые на основной работе и живущие в разных часовых поясах!
В последний, завершающий день Фестиваля все его активные участники отметили, что это был уникальный опыт взаимодействия в ситуации самоизоляции.
Сегодня мы все работаем в дистанте, и жизнь показывает, что Фестиваль действительно стал уникальным ресурсом для понимания того, как можно строить образование в формате онлайн.