Понедельник
5 ДекМитрошина Т.М. об Удмуртском региональном отделении Межрегиональной тьюторской ассоциации
Митрошина Татьяна Михайловна, руководитель Удмуртского регионального отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации, член Правления МТА «Текущее состояние и перспективы развития теории и практики тьюторства в Удмуртской Республике»
Современный этап модернизации российского образования требует и современных подходов к организации образовательного процесса. Возрастающий в педагогическом сообществе интерес к инновационному образованию, к идеям индивидуализации и открытости образования предопределил появление в России конца ХХ – начала ХХI века новой (для отечественной системы образования) профессии – тьютор.
Тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Впервые тьюторство возникло в виде наставничества в британских университетах: Оксфорде (XII век) и Кембридже (XIII век). В переводе с английского, тьютор – домашний учитель, репетитор, наставник, опекун.
С начала 90-х годов практика тьюторства реализуется в ряде российских инновационных образовательных организаций (Школа культурной политики, Свободный университет «Эврика», Томская школа «Эврика – развитие» и др.). С 1996 года в Томске ежегодно проводятся всероссийские научно-практические тьюторские конференции, благодаря которым начала разрабатываться теория тьюторства, и оформились тьюторские региональные команды в Брянске, Ижевске, Кемерово, Красноярске, Междуреченске, Москве, Новосибирске и других городах России. В 2007 году случилось еще одна знаменательное событие: все профессионалы, реализующие тьюторские практики и участвующие в ее продвижении в России, объединились в МОО «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация» (МТА), куда вошли представители 17 регионов РФ. И, наконец, в 2008г., благодаря усилиям Ассоциации, должность «тьютор» была введена в реестр профессий и зарегистрирована в Минюсте.
В 2012 году в Удмуртии технология тьюторства стала внедряться благодаря инновационной деятельности Гуманитарного лицея г. Ижевска – федеральной экспериментальной площадки – где команда тьюторов начала работать с 1997 года. В 1999 году по инициативе Гуманитарного лицея в Удмуртском государственном университете были организованы курсы повышения квалификации «Школа индивидуального образования. Тьюторская программа». По окончании курсов слушателям были вручены (впервые в России) Свидетельства государственного образца о тьюторской подготовке. В 2008-2011 году тьюторство развивалось в рамках гранта на 6-ти факультетах УдГУ (целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы» проект №3.1.1/4903 «Экспериментальная программа «Развитие теории и практики тьюторства в Удмуртском государственном университете на 2008-2011 гг »). Данный грант позволил отработать следующие модели тьюторства в высшей школе: тьютор – навигатор для первокурсников, академический тьютор, тьютор по сопровождению исследовательской деятельности, тьютор по сопровождению проектной деятельности, тьютор на переходе из бакалавриата в магистратуру. Одной из задач гранта была разработка системы повышения квалификации по тематике тьюторства. С 2009 года сначала в УдГУ, а позднее на базе ИПК и ПРО, успешно реализуется программа «Введение в теорию и практику тьюторства в условиях внедрения ФГОС».
В 2010 году в Ижевске, на базе Удмуртского Государственного Университета, состоялась экспертиза «Регионального тьюторского центра – Удмуртия» (в дальнейшем Удмуртское Региональное отделение МТА), который стал первым сертифицированным центром МТА в России. В августе 2013 года в Одессе, на Черноморском Университете тьюторства состоялась экспертиза тьюторской практики Удмуртии, которая получила высокую оценку и была рекомендована для дальнейшего продвижения в России и странах Ближнего Зарубежья. Основными достижениями Удмуртского Регионального отделения МТА на данный момент являются: • Наличие авторских тьюторских технологий, получивших признание в педагогическом сообществе России и стран Ближнего Зарубежья; • Разработка модулей повышения квалификации по теме индивидуализации и тьюторства на базе АОУ ДПО УР «Институт развития образования» и УдГУ; • Модель Школы разных ступеней индивидуализации (Школа будущего первоклассника, Школа культуры нормы (1-4 кл), Школа культуры пробы (5-7 кл), Школа индивидуального образования (8-9 кл), Школа проектирования карьеры (10-11 кл) – реализуется на базе АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска; • Модель ИОП в системе дополнительного образования детей (тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности в программе «Исследователь нового века» – МБОУ ДО «Центр детского творчества Устиновского района» г. Ижевска); • Модель тьюторского сопровождения педагогов на курсах повышения квалификации в области организации и сопровождения исследовательской деятельности школьников через ИОМ реализует МБОУ ДО «Центр детского творчества Устиновского района» г. Ижевска; • Модель ИОП при работе с одаренными детьми из сельских районов Республики, – реализуется на базе БУ Республиканский лицей-интернат «Республиканская школа-интернат» (Завьяловский район, с. Италмас); • Модель ИОП при работе с учащимися старшей школы, – реализуется на базе МБОУ «Воткинский лицей»; • Программа «Школа этнокультурной политики» совместно с Министерством национальной политики УР и Министерством науки и образования УР (модель тьюторского сопровождения образовательной программы учащихся национальных школ); • Модель «Тьюторское сопровождение в ресурсных центрах по работе с одаренными детьми» – реализуется на площадке Ресурсного центра по предмету «МХК»; • Модель тьюторского сопровождения пилотных площадок по внедрению ФГОС основной и старшей школы (проект тьюторской команды АОУ ДПО УР «Институт развития образования»); • Модель тьюторского сопровождения родителей и детей в коррекционных школах (МКСКОУ СКОШ VII вида № 23 г. Ижевска) и инклюзивном образовании (МБОУ СОШ № 53 г. Ижевска); • Наличие трех сертифицированных федеральных и трех региональных экспертов по тематике индивидуализации и тьюторства; • Издательская деятельность. Издательство ERGO, серия «Библиотека тьюторства». • Ежегодная Российская научно-практическая конференция «Антропопрактика» – реализуется с 2009 года на базе Удмуртского Государственного Университета,
Дальнейшие теоретические и практические разработки проблематики тьюторства в Удмуртской Республике могут быть представлены как реализация следующих направлений: 1. Формирование тьюторской компетентности у педагогов Удмуртской Республики • Создание системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по тематике тьюторства на базе Института Развития образования и Удмуртского Государственного Университета; • Создание магистратуры по тьюторству на базе Удмуртского Государственного Университета; • Практическая реализация тьюторских моделей в образовательных системах (школа, ВУЗ, СПО, ДПО детей и взрослых); • Проведение республиканских практических семинаров по тематике индивидуализации и тьюторства; • Экспертиза практик индивидуализации и тьюторства. 2. Развитие тьюторского сопровождения в Ресурсных центрах по работе с одаренными детьми: • Введение ставки тьютора в штатное расписание центров; • Подготовка тьюторов для работы в ресурсных центрах; • Создание электронного каталога «Карты образовательных ресурсов в предметных сферах» на основе методики «Сканирование образовательных ресурсов»; • Создание сети экспериментальных ресурсных центров (4-5 школ), отрабатывающих практику внедрения тьюторства. Проведение с участием этих школ исследования эффектов тьюторских систем. 3. Развитие тьюторского сопровождения детей с ОВЗ: • Проведение фестиваля педагогических, тьюторских, оздоровительных практик для семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ; • Создание электронного каталога «Карты ресурсов для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ» на основе методики «Сканирование образовательных ресурсов»; • Создание эксперимента по введению ставки тьютора (из членов семьи) для ребенка с ОВЗ в 2-3 школах республики. Проведение с участием этих школ исследования эффектов данного действия. 4 Создание образовательного центра, оказывающего платные услуги по тьюторскому сопровождению детей и взрослых: • Индивидуальное консультирование школьников, студентов, взрослых; • Индивидуальные и групповые форматы работы (деловые игры, тренинги, мастер-классы, интеллектуальные турниры); • Разработка программ тьюторского сопровождения для учебного заведения; • Экспертиза практик индивидуализации и тьюторства тьюторов частной практики; • Летние/зимние школы.