Митрошина Т.М. об Удмуртском региональном отделении Межрегиональной тьюторской ассоциации
 /  Об Удмуртском РО / Удмуртия / Митрошина Т.М. об Удмуртском региональном отделении Межрегиональной тьюторской ассоциации

Митрошина Т.М. об Удмуртском региональном отделении Межрегиональной тьюторской ассоциации

Митрошина Татьяна Михайловна, руководитель Удмуртского регионального отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации, член Правления МТА  «Текущее состояние и перспективы развития теории и практики тьюторства в Удмуртской Республике» 

Современный этап модернизации российского образования требует и современных подходов к организации образовательного процесса. Возрастающий в педагогическом сообществе интерес к инновационному образованию, к идеям индивидуализации и открытости образования предопределил появление в России конца ХХ – начала ХХI века новой (для отечественной системы образования) профессии – тьютор.

Тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Впервые тьюторство возникло в виде наставничества в британских университетах: Оксфорде (XII век) и Кембридже (XIII век). В переводе с английского, тьютор – домашний учитель, репетитор, наставник, опекун.

С начала 90-х годов практика тьюторства реализуется в ряде российских инновационных образовательных организаций (Школа культурной политики, Свободный университет «Эврика», Томская школа «Эврика – развитие» и др.). С 1996 года в Томске ежегодно проводятся всероссийские научно-практические тьюторские конференции, благодаря которым начала разрабатываться теория тьюторства, и оформились тьюторские региональные команды в Брянске, Ижевске, Кемерово, Красноярске, Междуреченске, Москве, Новосибирске и других городах России. В 2007 году случилось еще одна знаменательное событие: все профессионалы, реализующие тьюторские практики и участвующие в ее продвижении в России, объединились в МОО «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация» (МТА), куда вошли представители 17 регионов РФ. И, наконец, в 2008г., благодаря усилиям Ассоциации, должность «тьютор» была введена в реестр профессий и зарегистрирована в Минюсте.

В 2012 году в Удмуртии технология тьюторства стала внедряться благодаря инновационной деятельности Гуманитарного лицея г. Ижевска – федеральной экспериментальной площадки – где команда тьюторов начала работать с 1997 года. В 1999 году по инициативе Гуманитарного лицея в Удмуртском государственном университете были организованы курсы повышения квалификации «Школа индивидуального образования. Тьюторская программа». По окончании курсов слушателям были вручены (впервые в России) Свидетельства государственного образца о тьюторской подготовке. В 2008-2011 году тьюторство развивалось в рамках гранта на 6-ти факультетах УдГУ (целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы» проект №3.1.1/4903 «Экспериментальная программа «Развитие теории и практики тьюторства в Удмуртском государственном университете на 2008-2011 гг »). Данный грант позволил отработать следующие модели тьюторства в высшей школе: тьютор – навигатор для первокурсников, академический тьютор, тьютор по сопровождению исследовательской деятельности, тьютор по сопровождению проектной деятельности, тьютор на переходе из бакалавриата в магистратуру. Одной из задач гранта была разработка системы повышения квалификации по тематике тьюторства. С 2009 года сначала в УдГУ, а позднее на базе ИПК и ПРО, успешно реализуется программа «Введение в теорию и практику тьюторства в условиях внедрения ФГОС».

В 2010 году в Ижевске, на базе Удмуртского Государственного Университета, состоялась экспертиза «Регионального тьюторского центра – Удмуртия» (в дальнейшем Удмуртское Региональное отделение МТА), который стал первым сертифицированным центром МТА в России. В августе 2013 года в Одессе, на Черноморском Университете тьюторства состоялась экспертиза тьюторской практики Удмуртии, которая получила высокую оценку и была рекомендована для дальнейшего продвижения в России и странах Ближнего Зарубежья. Основными достижениями Удмуртского Регионального отделения МТА на данный момент являются: • Наличие авторских тьюторских технологий, получивших признание в педагогическом сообществе России и стран Ближнего Зарубежья; • Разработка модулей повышения квалификации по теме индивидуализации и тьюторства на базе АОУ ДПО УР «Институт развития образования» и УдГУ; • Модель Школы разных ступеней индивидуализации (Школа будущего первоклассника, Школа культуры нормы (1-4 кл), Школа культуры пробы (5-7 кл), Школа индивидуального образования (8-9 кл), Школа проектирования карьеры (10-11 кл) – реализуется на базе АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска; • Модель ИОП в системе дополнительного образования детей (тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности в программе «Исследователь нового века» – МБОУ ДО «Центр детского творчества Устиновского района» г. Ижевска); • Модель тьюторского сопровождения педагогов на курсах повышения квалификации в области организации и сопровождения исследовательской деятельности школьников через ИОМ реализует МБОУ ДО «Центр детского творчества Устиновского района» г. Ижевска; • Модель ИОП при работе с одаренными детьми из сельских районов Республики, – реализуется на базе БУ Республиканский лицей-интернат «Республиканская школа-интернат» (Завьяловский район, с. Италмас); • Модель ИОП при работе с учащимися старшей школы, – реализуется на базе МБОУ «Воткинский лицей»; • Программа «Школа этнокультурной политики» совместно с Министерством национальной политики УР и Министерством науки и образования УР (модель тьюторского сопровождения образовательной программы учащихся национальных школ); • Модель «Тьюторское сопровождение в ресурсных центрах по работе с одаренными детьми» – реализуется на площадке Ресурсного центра по предмету «МХК»; • Модель тьюторского сопровождения пилотных площадок по внедрению ФГОС основной и старшей школы (проект тьюторской команды АОУ ДПО УР «Институт развития образования»); • Модель тьюторского сопровождения родителей и детей в коррекционных школах (МКСКОУ СКОШ VII вида № 23 г. Ижевска) и инклюзивном образовании (МБОУ СОШ № 53 г. Ижевска); • Наличие трех сертифицированных федеральных и трех региональных экспертов по тематике индивидуализации и тьюторства; • Издательская деятельность. Издательство ERGO, серия «Библиотека тьюторства». • Ежегодная Российская научно-практическая конференция «Антропопрактика» – реализуется с 2009 года на базе Удмуртского Государственного Университета,

Дальнейшие теоретические и практические разработки проблематики тьюторства в Удмуртской Республике могут быть представлены как реализация следующих направлений: 1. Формирование тьюторской компетентности у педагогов Удмуртской Республики • Создание системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по тематике тьюторства на базе Института Развития образования и Удмуртского Государственного Университета; • Создание магистратуры по тьюторству на базе Удмуртского Государственного Университета; • Практическая реализация тьюторских моделей в образовательных системах (школа, ВУЗ, СПО, ДПО детей и взрослых); • Проведение республиканских практических семинаров по тематике индивидуализации и тьюторства; • Экспертиза практик индивидуализации и тьюторства. 2. Развитие тьюторского сопровождения в Ресурсных центрах по работе с одаренными детьми: • Введение ставки тьютора в штатное расписание центров; • Подготовка тьюторов для работы в ресурсных центрах; • Создание электронного каталога «Карты образовательных ресурсов в предметных сферах» на основе методики «Сканирование образовательных ресурсов»; • Создание сети экспериментальных ресурсных центров (4-5 школ), отрабатывающих практику внедрения тьюторства. Проведение с участием этих школ исследования эффектов тьюторских систем. 3. Развитие тьюторского сопровождения детей с ОВЗ: • Проведение фестиваля педагогических, тьюторских, оздоровительных практик для семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ; • Создание электронного каталога «Карты ресурсов для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ» на основе методики «Сканирование образовательных ресурсов»; • Создание эксперимента по введению ставки тьютора (из членов семьи) для ребенка с ОВЗ в 2-3 школах республики. Проведение с участием этих школ исследования эффектов данного действия. 4 Создание образовательного центра, оказывающего платные услуги по тьюторскому сопровождению детей и взрослых: • Индивидуальное консультирование школьников, студентов, взрослых; • Индивидуальные и групповые форматы работы (деловые игры, тренинги, мастер-классы, интеллектуальные турниры); • Разработка программ тьюторского сопровождения для учебного заведения; • Экспертиза практик индивидуализации и тьюторства тьюторов частной практики; • Летние/зимние школы.

Руководитель Удмуртского регионального отделения МТА

Трясцина Татьяна Матвеевна

Трясцина Татьяна Матвеевна

Is-ttm@mail.ru

Образование:

географический факультет Удмуртского государственного университета, 2003 г.

Место работы:

  • МБОУ ДО "Центр детского творчества Устиновского района" г. Ижевска, методист, федеральный эксперт МТА, сертифицированный тьютор

Профессиональные интересы:

  • -Практики индивидуализации и тьюторского сопровождения в исследовательской и проектной деятельности школьников
  • -Практики сопровождения индивидуального проекта старшеклассника
  • Визитка РО Удмуртии

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости