Четверг
1 МарСетевая образовательная программа «Формирование проектных и предпринимательских компетенций старшеклассников»
Сетевая образовательная программа
«Формирование проектных и предпринимательских компетенций старшеклассников» (реализуется на территории г. о. Стрежевой с 2012 г.)
В 2011 году три молодых предпринимателя г. Стрежевого, пройдя программу «Разработка предпринимательских проектов», реализуемую в то время командой сотрудников ТГУ, пришли к директору тогда еще МОУ СОШ № 1 (теперь это гимназия № 1) и предложили организовать предпринимательский класс. «Почему нефтяной класс у нас в городе есть, а предпринимательского нет?» – спросили они у Ольги Александровны Бахметовой. Это был дерзкий и рискованный замысел, который поддержали в Томском государственном университете, в Администрации Стрежевого и на сборе педагогов-энтузиастов практически всех школ города.
Так же молодых людей поддержали Стрежевские предприниматели, и весной 2012 года стартовал первый отборочный конкурс среди девятиклассников города. С одной стороны это был проект, направленный на обеспечение нового качества образования в компетентностном залоге (ФГОС только начинал свое «шествие по стране»), а с другой на создание условий для профессионального самоопределения молодых стрежевчан и на формирование в городе Открытой предпринимательской среды. В то время Томская область была признана на федеральном уровне «территорией инновационного развития», стратегический проект развития региона «ИНО-Томск 2020» настраивал на существенное изменение социально-экономической среды области за счет развития открытого образовательного пространства для обеспечения условий формирования современных компетенций. Механизмом для решения поставленной задачи виделось сетевое взаимодействие разных субъектов среды для построения образовательных проектов и программ нового типа.
Сетевое взаимодействие в образовании, как механизм повышения потенциала образовательной системы, рассматривается как средство решения актуальных проблем профильного обучения, индивидуализации образования, реализации компетентностного подхода и в рамках ФГОС старшей школы.
Программа разрабатывалась с одной стороны сотрудниками НОЦ ТГУ, с другой стороны предпринимателями и школьными учителями на протяжении лета и осени 2012 года. Первый набор учащихся предпринимательского класса стартовал в сентябре и включал в себя учащихся практически всех школ города. Программа была выстроена по модульному принципу: погружение, образовательный модуль, модуль-практикум и два сквозных модуля – тьюторское сопровождение и экспертно-аналитический, в рамках последних модулей проходили тьюториалы и экспертные сессии во всех содержательных модулях программы. Особое внимание в программе уделяется способам организации образовательной деятельности, обеспечивающей становление у участников программы субъектной позиции по отношению к собственному образованию и будущей профессиональной деятельности. Сетевой компонент программы обеспечивается взаимодействием субъектов разных содержательных позиций и статусных уровней, основные характеристики программы – открытость, вариативность, продуктность, экспертное и тьюторское сопровождение участников программы. Экспертами «работали» (и работают до сих пор) сами предприниматели, а тьюторские компетенции формировали у себя учителя школ. Они прошли программу повышения квалификации, посетили ЛУТ, организуют внутренние семинары и участвуют в семинарах с Е.А.Сухановой – научным руководителем гимназии № 1.
Участники программы ориентированы на проектирование в программе индивидуального образовательного маршрута при сопровождении тьюторами процессов самоопределения и самореализации. Это позволяет достигать разного уровня результатов, в их числе сетевые результаты, такие как сформированность сообщества субъектов сетевой образовательной программы, создание образовательной сети, формирование мест организации и реализации вариативных форм обучения, создание мест и механизмов включения в разработку программы различных субъектов образования, эти результаты отслеживаются методами анализа и экспертизы; подтверждаются соответствующими документами: протоколами, соглашениями, договорами.
Компетентностные результаты обучающихся (предметные, метапредметные, социальные и личностные компетенции) фиксируются методами анкетирования, социологического опроса, тьюторского сопровождения, портфолио, «кейс-стади». Для оценки образовательных результатов применяются экспертные карты, метод наблюдения и рефлексии, тестирование участников СОП.
Компетентностные результаты участников сети (формирование компетенции проектирования средств педагогического (тьюторского) сопровождения ИОП учащихся, применение знаний и опыта для порождения и формирования сообществ и соорганизации различных сообществ и др.) выявляются путем использования технологий тьюторского сопровождения, портфолио, бортовых журналов.
За шесть лет функционирования программы ее освоили более 120 участников – учащихся Гимназии № 1 и школ №№ 2-7 г. Стрежевого и, хотя не все участники разработали собственные бизнес-проекты, опыт предпринимательской и проектной деятельности получили 100 %.
На сегодняшний день завершил обучение пятый предпринимательский класс, защитивший проекты 20 октября 2017 г., а очередной модуль (предпринимательский практикум) осваивает шестой предпринимательский класс, который представит свои проекты в 2018 г.
Более 5 лет с сетевыми предпринимательскими классами работает постоянная команда тьюторов – педагогов из разных школ города. Программа курируется НИ ТГУ и в 2014 г. была представлена губернатору Томской области, выразившему заинтересованность в данном проекте. Данная программа уникальна, аналогов в России нет. Бессменные организаторы и преподаватели программы – молодые предприниматели: директор рекламного агентства «С–Медиа» – Галим Рахимов и генеральный директор рекламной производственной компании «Стандарт» – Александр Ляшенко.
Использование в программе инновационных технологий и тьюторского сопроовждения, ведёт к повышению вовлечённости учеников в учебную деятельность, что влияет на повышение качества образовательных результатов. По итогам реализации модулей программы можно указать на значимые результаты:
100 % участников получают опыт решения проблемных задач в разнопозиционных группах и выполнили проектные разработки по разным направлениям предпринимательской деятельности;
более 50% участников освоили технологию бизнес-проектирования и уверенно используют научную экономическую терминологию и специфические для предпринимательства понятия при презентации устного и письменного текстов;
более 60 % участников программы отметили, что они продуктивно используют полученный на программе опыт и знания на общеобразовательных предметах в школе и хотели бы продолжать это образование;
23 % выступили разработчиками предпринимательских проектов уже вне рамок программы.
90 % старшеклассников оформили запрос на дополнительную информацию о предпринимательской деятельности и способах организации бизнеса;
Это доказывает, что в данной программе заложен потенциал для формирования компетенции проектирования в сфере предпринимательства на всех уровнях: получение опыта, освоение способа, применение в жизненных ситуациях.
У участников формируется субъектная позиция по отношению к своему образованию и субъектная активность в определенной сфере деятельности. Это является показателем становления процесса профессионализации в предпринимательской деятельности.
Опираясь на анализ сквозных модулей программы: рефлексивно-аналитического и модуля тьюторского сопровождения, мы выделяем о становлении личностных результатов:
– школьные классные руководители и родители (по сведению тьюторов и по результатам анкетирования) отмечают, что ребята занимаются в программе с большим желанием, у них изменяется круг общения, они становятся более общительными и любознательными, возрастает активность, интерес к участию в мероприятиях разного уровня; участники программы, общаясь с предпринимателями начинают планировать свою жизнь, учатся ставить цели на ближайшее будущее и на перспективу.
– Сами ребята отмечают, что занятия в программе способствуют их личностному росту. Все ребята без исключения (и те, кто защитил свой бизнес-проект, и те, кто просто стали участниками программы) отмечают, что программа помогает им в формировании новых качеств: ответственности, креативности, инициативности, мотивации; в формировании умения бороться с трудностями, верить в успех, находиться в постоянном развитии и двигаться вперёд. СОП также способствует развитию таких качеств, как упорство, старательность, настойчивость, уверенность в своих силах.
На протяжении 6 лет практика показывает, что программа «Формирование проектных и предпринимательских компетенций старшеклассников» имеет серьезный потенциал для достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС: предметных, метапредметных, личностных.
Сейчас интересно, а какова судьба выпускников программы, как строится их образовательная и профессиональная карьера, чего достигли они, закончив школу – сколько человек реализовали свой образ будущего, связав его с предпринимательской деятельностью?