Понедельник
6 ИюлРесурсный центр для обучения детей с ОВЗ
В школе «Эврика-развитие» г. Томска в 2019-20 учебном году организован ресурсный центр для обучения детей с ОВЗ с расстройством аутистического спектра (РАС) в условиях общеобразовательной школы в рамках инклюзивного образования.
По статистике в России на 2019 год проживает около двух миллионов детей с ОВЗ. Эти ребятишки нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации. Дети с ОВЗ, или ограниченными возможностями здоровья, имеют особенности физического или умственного развития, которые препятствуют их нормальной жизнедеятельности. Ограничения, которые могут быть врожденными, обусловленными генетически или последствиями родовых травм, касаются физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка. Некоторые стойкие изменения здоровья могут возникнуть на разных этапах возрастного развития из-за травм, заболеваний, тяжелых психических переживаний. Родителям детей с ОВЗ приходится принимать особые меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, создать условия, чтобы они приспособились к дефекту и справлялись с ним.
Среди прочих нарушений, таких как дефекты слуха, зрения, речи, нарушения опорно-двигательных функций, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (аутистические расстройства) имеют очень большие трудности в общении с другими людьми, у них парализована коммуникативная функция, следствием которой является то, что им практически не прививаются социальные навыки.
Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях даже малой группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов, в том числе в тьюторском сопровождении.
С 2019-2020 учебного года в школе «Эврика-развитие» организован ресурсный центр, в котором работает команда таких специалистов, как учителя-дефектологи, специально подготовленные для работы в ресурсных классах, учитель-логопед, 12 тьюторов.
В Центре обучалось 12 детей, для создания образовательного пространства и обучения детей с РАС в соответствии с ФГОС, школе потребовалось создание специальных условий:
- зачисление детей в общеобразовательные классы школы,
- написание адаптированных образовательных программ,
- выделение каждому ребёнку персонального тьютора.
Центр размещен в специализированных кабинетах с партами для индивидуальных занятий и специальными дидактическими пособиями, для детей создана зона релаксации с необходимым оборудованием для сенсорной, физической и эмоциональной разгрузки. Педагоги-тьюторы подготовлены в области системы альтернативной коммуникации для работы с детьми, имеющими трудности восприятия звучащей речи. Одним из методов такой коммуникации является тьюторское сопровождение освоения способа помощи ребенку в составлении обращения и просьбы из карточек с картинками и значками.
Прежде, чем ребенок приступит к освоению предметного материала, учитель ресурсного класса (учитель-дефектолог) и тьюторы, сопровождающие детей, проводят предварительные занятия, где дети учатся ждать, понимать инструкции учителя, самостоятельно выполнять задания, взаимодействовать в парах, работать в группе. У каждого ребенка свой план на день и свое расписание, которые тьютор с ребенком составляют с учётом интересов ребенка. На перемене тьюторы проводят «инклюзивные» переменки чтобы дети могли вместе играть и общаться вне уроков. Дети отрабатывают сложные темы индивидуально и постепенно включаются в регулярный класс, в котором могут проявить успешность.
Например, Данил Т. проводил примерно 70 процентов времени в общеобразовательном классе с тьютором на уроках математики, письма, рисования, физкультуры, музыки и технологии. Уже в первой четверти Данил мог самостоятельно дойти до гардероба, повесить куртку, дойти до кабинета учителя своего класса и приготовиться к уроку. По окончании года Данил выполнил проверочные работы по предметам за первый класс, и переведён во второй. И это очень значимые достижения.
Благодаря такой работе у детей с РАС появились друзья и помощники в регулярных классах. Дети из первого общеобразовательного класса, в котором учатся их товарищи с РАС, приходят в ресурсный класс играть в различные образовательные игры, например, съедобное-несъедобное.
Проект тьюторского сопровождения детей с РАС реализуется при сотрудничестве с общественной организацией «Аура».
Материал подготовлен Долговой Л. М., почётным членом МТА , dolgova58@mail.ru