Среда
15 МарПрограмма повышения квалификации в ТГУ: Тьюторские технологии сопровождения индивидуальных образовательных траекторий студентов
Тьюторская служба Томского государственного университета в феврале провела недельный курс повышения квалификации «Тьюторские технологии для сопровождения индивидуальных образовательных траекторий студентов». В курсе приняли участие 19 преподавателей факультета иностранных языков (ФИЯ) и факультета исторических и политических наук (ФИПН).
За неделю участники прошли полный цикл тьюторского действия. Они подробно познакомились со следующими темами:
– Задачи навигации в университетской среде;
– Личностно-ресурсное картирование;
– Место пробного действия в университете;
– Работа с запросом студента;
– Рефлексия и форматы её проведения.
«Несмотря на то, что мы реализовывали программу в онлайн формате, мы постарались сделать ее максимально практикоориентированной, чтобы слушатели не просто послушали про тьюторство, но и попробовали разные тьюторские инструменты в действии», – комментирует Вадим Пак, руководитель Тьюторской службы ТГУ.
На ФИПН команда тьюторов существует с 2019-го года. Она реализует курс «Введение в образовательную деятельность». Сотрудники уже проходили курс повышения квалификации в 2018-ом году и сейчас пришли на курс за дополнительными знаниями.
Руководство ФИЯ только задумывается о том, чтобы внедрить систему тьюторского сопровождения или отдельные элементы тьюторства на своём факультете.
Несмотря на то, что у участников разный уровень знаний о тьюторстве, каждый почерпнул что-то полезное для себя.
«Я пришла на курс с конкретным запросом:
1) понять, кто такой тьютор, и как выстраивается и интегрируется в образовательный процесс его деятельность;
2) узнать об опыте коллег в организации тьюторского сопровождения студентов. Могу сказать, что ответы на свои вопросы я получила, поэтому курс был полезен. Помимо этого, интересным и полезным было узнать про использование в деятельности тьютора различных инструментов (картирование, пробы, рефлексия), которые могут использоваться в образовательной деятельности в целом», – комментирует Татьяна Григорьевна Антонова, доцент кафедры английской филологии, руководитель ОПОП бакалавриата «Технологическое планирование и реализация переводческих проектов».
Альбина Андреевна Глущенко является уже действующим тьютором ФИПН. Её отзыв о курсе:
«Курс был полезен для меня тремя аспектами:
- Узнать какие-то новые методы и инструменты работы, актуализировать понятия и смыслы тьюторства;
- (Пере)осмыслить собственный опыт, сравнить его с другими (другим факультетом, тьюторской службой), поделиться им (хочется быть полезными). Важно периодически выходить из своего ограниченного мирка.
- Задумалась в очередной раз и обсудила с коллегами следующие вопросы:
– Нужно ли вообще тьюторство в университете и на нашем факультете?
– Можно ли совмещать позиции тьютора и преподавателя или замдекана / других АУП, как «двойная позиция» тьютора влияет, с одной стороны, на его идентичность, и с другой, на восприятие студентами?
– Нужны ли тьюторы или тьюторские инструменты не только бакалаврам, но и магистрам и аспирантам?
– Должны ли быть какие-то маркеры результативности работы тьюторов и, если да, то какие?»
По итогам программы слушатели представили коллективные замыслы тьюторских практик на своих факультетах. Было представлено 3 проектных замысла:
- Тьюторское сопровождение в рамках ОПОП ;
- Тьюторское сопровождение первокурсников и иностранных студентов на факультете иностранных языков;
- Развитие и масштабирование тьюторской практики на факультете исторических и политических наук.
«Хочется расширять тьюторскую деятельность на факультете», – комментирует Альбина Андреевна Глущенко. «Добавлять специальные курсы или отдельные тьюторские инструменты в обычные курсы в магистратуре и аспирантуре. Делать какие-то общефакультетские тьюторские события за рамками обязательной образовательной программы. Может, нам (тьюторам) надо быть более активными и проявленными на факультете? Делать что-то не только в рамках образовательной программы, но и за ними?». С такими вопросами команда ФИПН завершила курс повышения квалификации.
Команда ФИЯ, в лице Татьяны Григорьевны Антоновой, отмечает, что «После прохождения курса появилось более четкое понимание того, зачем нужен тьютор, какие функции он выполняет, какова его роль в образовательном процессе. Следовательно, сложилось более четкое представление о том, как более эффективно выстроить работу тьюторов в рамках конкретной ОПОП. Захотелось несколько скорректировать уже реализуемую дисциплину-тьюториал «Основы профессионального самоопределения»».
Команда Тьюторской службы ТГУ планирует сопровождать факультетские команды в реализации их замыслов.