Участие тьюторов ТГУ в конференции «Международное научное и образовательное сотрудничество на современном этапе: особенности и перспективы»
 /  О Томском РО / Участие тьюторов ТГУ в конференции «Международное научное и образовательное сотрудничество на современном этапе: особенности и перспективы»

Участие тьюторов ТГУ в конференции «Международное научное и образовательное сотрудничество на современном этапе: особенности и перспективы»

 

24 июня сотрудник Тьюторской службы ТГУ – Дарья Туманова – выступила на конференции «Международное научное и образовательное сотрудничество на современном этапе: особенности и перспективы» с докладом «Потенциал тьюторского сопровождения в работе с иностранными студентами».

В практике российских университетов чаще просматривается тенденция организации социокультурной адаптации иностранных студентов: знакомство с культурой страны и с особенностями менталитета, помощь в решении бытовых проблем, решение вопросов, связанных с документацией.

Применение тьюторских технологий при сопровождении студентов-иностранцев встречается гораздо реже. Наиболее яркие примеры таких технологий встречаются в Сибирском институте управления – филиале РАНХиГС, в Московском автомобильно-дорожном государственном университете, в Дальневосточном федеральном университете.

За 2020-2021 уч.г. Тьюторской службой ТГУ были реализованы 2 практики работы с иностранными студентами: курс «Погружение в университетскую среду» и Тьюториалы в программе “Tomsk international science program”

Курс «Погружение в университетскую среду»

Пандемия продиктовала условия дистантного обучения. Не все иногородние и иностранные студенты смогли приехать в Томск. Учитывая эти факторы, руководство ТГУ поручило Тьюторской службе создание курса для потока всех первокурсников, который решал бы следующие задачи:

  • Проявление личного образовательного запроса к Томскому государственному университету;
  • Информирование и навигация студентов по ресурсам университета;
  • Помощь с самоорганизацией в условиях дистанта;
  • Фокусировка на том, что важно попробовать в университете, чтобы понять, что студенту действительно интересно;
  • Работа с самоопределением студента, рефлексия текущего состояния и планирование итогов.

Для иностранных студентов курс был реализован в усеченном формате. Каждый из них прошёл через вводный тьюториал от Тьюторской службы по знакомству с картой ресурсов ТГУ, познакомился с “культурным кодом” студента в формате видеоэкскурсий от Научной библиотеки и Экскурсионно-просветительского центра музеев ТГУ, и посетил вебинар по работе в электронной среде университета. Также студенты в видеоформате познакомились с кампусом ТГУ и записями мероприятий для иностранных студентов.

Тьюториал по карте ресурсов ТГУ посвящён выявлению интересов и запросов, с которыми студенты поступили в университет и знакомству с картой ресурсов ТГУ. В первый день обучения студенты видят, что практически любой их интерес может быть реализован в стенах университета, либо может быть инициирован самим студентом. Для иностранных студентов была создана отдельная карта ресурсов, в которой собраны не только ресурсы для реализации их потенциала по разным трекам (научный, социокультурный, предпринимательский, профессиональный), но и полезные ссылки на ресурсы по изучению русского языка и подразделения, в которые иностранец может обратиться за помощью в тех или иных вопросах. На данный момент карта ресурсов переведена на английский и испанский языки. Тьюториал проводится совместно с начальником отдела по социальной адаптации и сопровождению иностранных студентов, которому студенты могут задать все волнующие вопросы, связанные с документацией и возможными датами приезда в Томск.

В ходе тьюториала студенты отвечают на вопросы о том, какие у них есть интересы, в каких активностях они хотят попробовать себя за время университетской жизни, и тем самым фокусируются на осознанном отношении к своей образовательной траектории.

Вводный тьюториал позволил студентам:

  • Задуматься об осознанном образовании: «Чем я хочу заниматься во время обучения в университете?»;
  • Увидеть всю палитру возможностей ТГУ для иностранного студента;
  • Получить личный контакт куратора.

Вводный тьюториал позволил сотрудникам университета:

  • Составить примерный портрет иностранного студента университета: откуда они, чем увлекаются, в чём хотят попробовать себя в университете, к чему больше тяготеют, какие у них есть трудности;
  • Получить информацию о том, скольким студентам удалось подключиться к обучению, а скольким нет.

Тьюториалы в программе “Tomsk international science program”

TISP – международная естественно-научная программа, созданная при сотрудничестве с Маастрихтским университетом. В основе программы лежат система обучения Liberal Arts, принцип индивидуализации и метод проблемного обучения. Программа реализуется на английском языке, при этом на ней обучаются как иностранные студенты, так и российские.  На протяжении первого года обучения со студентами проводится блок тьюториалов. Цель курса тьюториалов на год: помочь студентам в адаптации к среде университета и выборе будущей специализации (со 2-ого курса). Со студентами в течение года были проведены 6 тьюториалов:

  • По карте ресурсов ТГУ
  • «Мои ожидания и образовательные цели»
  • «Знакомство с учебным планом»
  • Тьюториал-рефлексия 1-го семестра и построение планов на 2-ой семестр
  • «Обсуждение образа будущего»
  • Тьюториал по финальному выбору трека обучения

Эффекты от проделанной работы:

По итогам тьюториалов все студенты определились с треками обучения. Работа с тьютором дала им основание для этого выбора.

  • Студенты отмечали, что, выполняя все задания в ходе тьюториалов, они увидели закономерности своего характера и осознали ранее не осознанные желания.
  • Тьюториалы помогли студентам ресурсно посмотреть на задачи, которые стоят перед ними в рамках обучения.
  • Тьюториалы заставили задуматься о будущем сейчас, а не откладывать этот процесс на потом.
  • Курс помог настроить коммуникацию между студентами и администрацией программы. Так, благодаря тому, что несколько студентов программы поняли про себя, что они хотят изучать компьютерные науки, в программе появился ещё один трек.
  • Один из студентов за год обучения полностью изменил своё представление о профессиональном будущем. Если изначально он хотел стать физиком, то к концу года понял про себя, что ему ближе нейронаука и работа с людьми.

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости