Пятница
4 ДекТьюторская служба ТГУ
Тьюторская служба Томского государственного университета в новом учебном году в условиях дистанта организовала и провела курс “Погружение в университетскую среду” для всех первокурсников университета.
Часть 1.
В.Пак, руководитель тьюторской службы ТГУ
Пандемия сильно изменила жизнь университета. Летом стало понятно, что с высокой долей вероятности учебный год начнется в дистанционном формате. Весенний опыт показал, что длительный дистанционный формат может провоцировать растерянность, как у студентов, так и у преподавателей. Поэтому вполне закономерно появился вопрос, как быть с теми студентами, которые только поступили в университет. До пандемии первые два месяца студенческой жизни всегда были очень активными и насыщенными, но как организовать знакомство с униврситетом в нынешней ситуации, было неочевидно (особенно для тех ребят, которые начнут учёбу не в Томске, а в других регионах.
Руководство университета поручило тьюторской службе совместно с другими подразделениями создание курса для потока всех первокурсников, который решал бы следующие задачи:
- Проявление личного образовательного запроса к Томскому государственному университету. За прошедие несколько месяцев стало очень явно, что личный интерес и мотивация к учебе в ситуации дистанта выходят на первый план;
- Знакомство с историей и культурным кодом ТГУ, а также информирование и навигация студентов по возможностям и ресурсам университета;
- Обучение навыкам работы в электронной образовательной среде.
Кроме того была еще и формальная задача: с началом учебного года надо было “пересчитать” всех, кто смог включиться в учебный процесс.
Для нас это однозначно был вызов: как в дистанционном формате в сжатые сроки охватить всех поступивших на первый курс студентов? А это студенты 20 факультетов и институтов и 4 автономных образовательных программ. В общей сложности в этом году на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры поступили 4162 студента. Также курс погружения прошли 120 иностранных студентов факультета довузовской подготовки.
Получившийся в итоге курс стал результатом совместной работы десятка разных подразделений. Наша главня задача (кроме того, чтобы организовать всю работу) была в том, чтобы задать ему тьюторскую логику, несмотря на такой большой поток студентов. Курс базируется на платформе LMS Moodle. Все тьюториалы и встречи проводятся в Zoom. Для интерактивного формата и реализации одного из главных инструментов тьютора – вопросов – использовался сервис Mentimeter, который позволяет работать массово за счет того, что большое количество студентов могут индивидуально отвечать на вопросы и их ответы суммируются в режиме онлайн на экране ведущего (это позволяет сразу же обсуждать со студентами полученные ответы, просить их пояснить и расшифровать тот или иной ответ.
Структура курса в общем виде состояла из следующих элементов:
- вводного, промежуточного и итогового тьюториалов;
- работы с картой ресурсов университета;
- двух “клубов самоопределения”;
- встреч с представителями различных подразделений ТГУ и организаций города, которые показывают студентам возможности, университета и Томска по трекам:
- научно-исследовательскому,
- социально-культурному,
- профессиональному,
- предпринимательскому;
- знакомство с технологией образовательного форсайта;
- материалов для знакомства с культурным кодом ТГУ: видеоэкскурсии от Научной библиотеки и Экскурсионно-просветительского центра музеев ТГУ;
- вебинаров по работе с электронной средой;
- диагностики профессионального типа личности.
|
Курс поделён на обязательную интенсивную часть в начале и факультативное продолжение. В обязательную часть входят вводный тьюториал по карте ресурсов университета, диагностика профессионального типа личности, вебинары по работе с электронной средой, материалов для знакомства с культурным кодом ТГУ (видеоэкскурсии от Научной библиотеки и Экскурсионно-просветительского центра музеев ТГУ.