Супервизия в тьюторстве
 /  О Томском РО / Супервизия в тьюторстве

Супервизия в тьюторстве

Идея организовать супервизорскую деятельность на Летнем университете тьюторства возникла в связи с тем, что тьюторская практика, как и практика психотерапии, относится к категории антропопрактик и предполагает в своем разворачивании взаимодействие двух субъектов. В случае психотерапии это клиент и терапевт, в случае тьюторской практики – тьютор и тьюторант (подопечный). Психотерапия, как новая для эпохи модерна антропопрактика (2), имеет большую историю, чем практика тьюторства в Российской действительности, поэтому у нее уже есть солидный опыт супервизии. И та и другая практика для профессионального становления требуют от профессионала прохождения нескольких этапов. Теория рассматривается на лекциях, приемы демонстрируются на практических занятиях, но практика, в процесс реализации которой вовлечены два или несколько человек, их отношения, переносы, прошлый опыт не может быть изучена посредством традиционного способа преподавания. И одним из «нетрадиционных способов» способов обучения специалистов и практического повышения квалификации в области психотерапии, клинической психологии и других социальных практик становится супервизия (от supervidere – обозревать сверху). В супервизии опытный «эксперт по межличностным отношениям» помогает начинающему специалисту систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.  Супервизия отражает «ремесленный аспект» практикования, обеспечивая,  наряду с обучением (передачей  знаний и навыков), элемент психологического развития специалиста (1).

Межрегиональная тьюторская ассоциация, строя и развивая тьюторство, как антропопрактику на протяжении более десяти лет, создаёт стажировочные площадки,  программы повышения квалификации и переподготовки, магистерские программы в десяти региональных отделениях МТА от Архангельска до Владивостока. В Пермском РО МТА, силами сотрудников института ПРЭСТО, родился конкурс «Тьютор года», который требует оценки тьюторских компетенций конкурсантов «в реальном времени». Реалии времени потребовали сертификации тьюторов, реализующих свою практику под эгидой МТА, возникают спорные случаи в реальной практике, которые требуют поддержки специалистов. Все это ставит супервизию как приоритетный способ развития тьюторской практики.

С 2012 года в МТА проходят программы подготовки федеральных и региональных экспертов (ФЭ, РЭ), которые могут «оценить» и дать рекомендации по развитию практикам индивидуализации и тьюторства, реализуемым в различных образовательных учреждениях основного и дополнительного образования, практикам семейного образования, практикам работы с детьми с ОВЗ. Это можно сделать по описаниям, при личном взаимодействии, по отдельным документам и «артефактам». А оценить эффективность личной практики, консультирование отдельных специалистов-тьюторов возможно только при реальном взаимодействии опытного специалиста-практика (супервизора) и тьютора.

Таким образом, к восьмому Летнему университету тьюторства (ЛУТ-2019) созрела идея провести апробацию супервизорской  деятельности на материале Студенческой школы, которая разворачивалась в Летнем университете тьюторства в Томске. Сама идея этого университета, который при проектировании получил  полушутливое название «ЛУТ молодецкий» заключалась во взаимодействии тьюторов трех поколений на материале совместной проектной деятельности. Три поколения – это студенты ВУЗов, ориентированных на тьюторскую модель, уже практикующие тьюторы этих ВУЗов (тьюторы-стажеры) и «зубры», создававшие в свое время тьюторство, как антропопрактику на территории России.  В число  «зубров» входили федеральные эксперты МТА с опытом работы до пяти лет, руководители региональных отделений, психотерапевты с тьюторскими компетенциями.

Что подвергалось супервизии, и как была построена работа супервизоров? Предметом рассмотрения было полное тьюторское действие, которое разворачивалось тьюторами-стажерами по отношению к студентам, потенциальным тьюторам. Полное тьюторское действие было зафиксировано тьюторской группой Томского государственного университета в методическом пособии (мануале), которое получили тьюторы на ЛУТе для ориентира своей деятельности. Полное тьюторское действие предполагает сопровождение тьюторанта от выяснения его запроса на тот или иной период времени до его реализации,  рефлексии эффективности деятельности и перспективизации. Структура самого ЛУТа состояла из нескольких  этапов и включала в себя первичные тьюториалы, калейдоскоп тьюторских практик, проектный Хакатон, проектную сессию по дальнейшей реализации проектных замыслов и рефлексию деятельности на ЛУТе. Задача супервизоров состояла в сопровождении тьюторов-стажеров, которые сопровождали образовательную программу студентов.

Супервизоры ежедневно и, иногда, не по одному разу встречались с тьюторами для того, чтобы помочь им разобраться в логике коммуникации с тьюторантами на тьюториале, обсудить сильные стороны и точки роста в их деятельности, достроить этапы полного тьюторского действия, глубже разобраться в понятиях «тьюторская технология», «образовательное событие», «образовательный запрос». Супервизоры присутствовали на тьюториалах, а вечером проводили рефлексии и с тьюторами и без. В результате была построена логика супервизорского сопровождения, которая может быть использована в программах переподготовки тьюторов, на конкурсе «Тьютор года», при организации процедуры сертификации тьюторов в реальном времени.

Основные вопросы, на которые приходилось искать ответы:

  1. Как проявляется (проясняется) запрос тьюторанта на сопровождение? Это интервью, беседа, деятельность, участие в событии, текст?
  2. Как осуществляется картирование доступной для реализации запроса среды? Что и кем должно быть сделано заранее и предоставлено тьютору? Тьюторанту? Что проектируется и осваивается тьюторантом и тьютором вместе? Что самим тьюторантом?
  3. Должна ли деятельность тьюторанта быть задана (например, проектирование) извне, или каждый тьюторант должен сфокусироваться на чем-то своем?
  4. Как супервизор участвует в тьюториале, который проводи тьюторант? Может включиться в процесс или должен ждать просьбы/разрешения тьютора? О чем договариваться заранее, а что можно делать, когда кажется, что процесс пошел «не туда»?
  5. Как может выглядеть личностно-ресурсная карта?
  6. Как создавать мануалы для сопровождения ВМЕСТЕ. Субъектная позиция приводит к тому, что люди «не умеют» пользоваться готовым, чужим, все материалы, которые необходимы для работы, должны быть осмыслены супервизорами в процессе их создания. Необходима кооперация.

 

Основные ресурсы деятельности супервизионной группы (здесь я благодарна Марине Тюминой, супервизору ЛУТа, ФЭ и  руководителю Пермского РО МТА):

  1. Работала целая команда супервизоров. Это позволило нам расти самим и поддерживать друг друга эмоционально и содержательно.
  2. Мы понимали свои задачи на старте (во всяком случае, нам так казалось) – разглядеть в тьюторах-стажерах сильные и слабые стороны, их ресурсность в освоении профессии тьютора.
  3. Имелись базовые тексты, которые были созданы до ЛУТа командой практикующих тьюторов ТГУ и которые можно было использовать для работы.
  4. Имелся структурированный процесс деятельности тьюторов-стажеров в пространстве ЛУТа. Мы понимали, сколько тьюториалов должны провести стажеры, в чем их смысл.
  5. Итоговая встреча и последействия супервизии. Итоговая встреча супервизоров и тьюторов была очень ресурсной. Важно, что мы услышали каждого тьютора-стажера. Особенно существенными для меня были вопросы и выводы Татьяны Михайловны Ковалевой.

 

Некоторые выводы, сделанные  для себя:

  • Супервизор – фигура ответственная, понимающая во всей полноте процессы, которые происходят с его подопечным.
  • Супервизор работает по заказу тьютора, а не внешнему. Понимание сути заказа – важная часть супервизии. Она и дает ответ на вопрос о результативности супервизии.
  • Коллективная работа супервизоров очень эффективна при наличии значительного времени для детального обсуждения происходящих процессов.
  • Нельзя использовать инструменты тьюторской деятельности без проявления смыслов тьюторанта – (зачем? С какой целью? С каким предполагаемым результатом?) и завершающей рефлексии (с чем человек уходит? Достиг ли он своей цели? Что у него получилось хорошо? Что надо доработать?)
  • Супервизия позволила увидеть, что если базовый процесс задан, то не все в него «попадают», важно выяснить смыслы всех участников, особенно тех, кто «не хочет проектировать».
  • Подошли к пониманию границ и методов супервизии.
  • Создали команду единомышленников!!

Несколько слов от тьюторов-стажеров:

«Уже после пары дней университета тьюторанты сопоставили свой опыт с ранее поставленными задачами, оказалось, что ход работы летней школы покрывает большой пласт задач, начинает появляться понимание того, кто такой тьютор, какими компетенциями он обладает, какую позицию занимает по отношению к тьюторанту и окружающим. Кажется, что зерно идентичности тьютора в ходе работы университета заложено в студентах, а это самый главный и большой плюс».

«На ЛУТ я приехала впервые по запросу  факультета – с нового учебного года у нас вводится тьюторство для первокурсников, а второкурсникам хватает понимания ресурсов, которые им предоставляются способа, как ими пользоваться для себя. Передо мной встала вполне конкретная задача – стать тьютором на факультете. А ЛУТ – это инструмент, который я могу использовать при подготовке к тьюторской деятельности. Более того, накануне появились ещё одно предложение – поучаствовать в школе в качестве стажера и провести «пробу пера» на студентах».

«Проба пера» – самая сложная задача для меня. Опыта проведения тьюториалов, а особенно групповых не было. Нам раздали мануалы, где были даны рекомендации по проведению тьюториалов. Но в первый день казалось, что эти мануалы были написаны на каком-то иностранным языке.  Так же прошёл и первый тьюториал. Когда мы пытались что-то выяснить у тьюторантов, не было понимания, что именно важно спросить, на что акцентировать внимание. Затем мы погрузились в работу школы, язык мануалов понемногу обретал смысл и уже в последующей работе стало немного легче, потому что появился смысл тьюториала и понимание, какие задачи решают тьюториалы.

Подводя итог вышенаписанному, я могу сказать, что произошло первое осознанное погружение в тьюторство и наметились шаги, которые необходимо реализовать при подготовке к работе в роли тьютора».

 

Использованная литература:

  1. Кулаков С. А. «Супервизияв психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов» – СПб 2004.,
  2. Психотерапия и наука: проблема «схизиса» – Культурно-историческая психология – 2018. Том. 14, №2

Антропянская Лариса Николаевна

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости