Оптика субъектности для педагогов и родителей
 /  О Томском РО / Оптика субъектности для педагогов и родителей

Оптика субъектности для педагогов и родителей

Авторы книги  “Оптика субъектности для педагогов и родителей”, Миркес Мария и Костенко Татьяна с коллективом соавторов – продолжили линию работы  с семьей с использованием  3D-модели образовательных результатов ребенка. Содержание книги построено на разговоре с родителями и описывает опыт педагогов-тьюторов  дошкольной ступени образования.

Авторы указывают: «часто можно услышать сетования агентов образования разных уровней о том, что «родители неценятнепонимаютнеслышат» все важное и значимое, происходящее  в дошкольном детстве. И коллектив авторов использовал  следующую идею:  давайте вместО сетований  вместЕ с родителями наведем фокус на один из (искусство маленьких шагов) образовательных результатов ребенка.

В качестве такого интересного и важного результата мы (педагоги) выбрали детские вопросы: их рождение, становление, динамику и последствия. Мы  разработали листы наблюдений и пригласили  родителей понаблюдать дома – как часто дети задают вопросы,  какие, кому и по какому поводу. Таким образом, мы объединились в группу исследователей  и стали с интересом вслушиваться в то, что говорят дети, и обмениваться друг с другом наблюдениями.

И свершилось чудо! Родительский чат стал местом содержательных обсуждений, поскольку вопросы детского вопрошания потеснили привычные разговоры о рукавичках, дополнительной кофточке и каши на завтрак.

А «живое» тьюторское сопровождение в детском саду родители видели, включаясь в образовательный процесс в группах. На отдельный формат «Наблюдение за деятельностью детей во время свободной работы (или работы по выбору)» педагоги-тьюторы  решились как раз после совместного наблюдения и обсуждения увиденного.  Нам стало очень интересно замечать,  как изменяется деятельность ребенка в присутствии  папы,  как подрастает – или наоборот! – снижается самостоятельность рядом с мамой. Таким образом, в книге мы проследили  идею целой последовательности наблюдений – дома – в детском  саду – на экскурсии – в театре.

В разных образовательных ситуациях и ребенок, и родитель, и тьютор действуют  по-разному и открывают с помощью обсуждений новые детали друг о друге. Такое развивающее наблюдение возможно при взаимном доверии и готовности включаться в процесс поиска и удержания профессиональных и родительских смыслов. И это в современном мире  фокус, задающий некоторую устойчивость».

Материал подготовила Татьяна Костенко.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости