Вторник
7 ДекОптика субъектности для педагогов и родителей
Авторы книги “Оптика субъектности для педагогов и родителей”, Миркес Мария и Костенко Татьяна с коллективом соавторов – продолжили линию работы с семьей с использованием 3D-модели образовательных результатов ребенка. Содержание книги построено на разговоре с родителями и описывает опыт педагогов-тьюторов дошкольной ступени образования.
Авторы указывают: «часто можно услышать сетования агентов образования разных уровней о том, что «родители неценятнепонимаютнеслышат» все важное и значимое, происходящее в дошкольном детстве. И коллектив авторов использовал следующую идею: давайте вместО сетований вместЕ с родителями наведем фокус на один из (искусство маленьких шагов) образовательных результатов ребенка.
В качестве такого интересного и важного результата мы (педагоги) выбрали детские вопросы: их рождение, становление, динамику и последствия. Мы разработали листы наблюдений и пригласили родителей понаблюдать дома – как часто дети задают вопросы, какие, кому и по какому поводу. Таким образом, мы объединились в группу исследователей и стали с интересом вслушиваться в то, что говорят дети, и обмениваться друг с другом наблюдениями.
И свершилось чудо! Родительский чат стал местом содержательных обсуждений, поскольку вопросы детского вопрошания потеснили привычные разговоры о рукавичках, дополнительной кофточке и каши на завтрак.
А «живое» тьюторское сопровождение в детском саду родители видели, включаясь в образовательный процесс в группах. На отдельный формат «Наблюдение за деятельностью детей во время свободной работы (или работы по выбору)» педагоги-тьюторы решились как раз после совместного наблюдения и обсуждения увиденного. Нам стало очень интересно замечать, как изменяется деятельность ребенка в присутствии папы, как подрастает – или наоборот! – снижается самостоятельность рядом с мамой. Таким образом, в книге мы проследили идею целой последовательности наблюдений – дома – в детском саду – на экскурсии – в театре.
В разных образовательных ситуациях и ребенок, и родитель, и тьютор действуют по-разному и открывают с помощью обсуждений новые детали друг о друге. Такое развивающее наблюдение возможно при взаимном доверии и готовности включаться в процесс поиска и удержания профессиональных и родительских смыслов. И это в современном мире фокус, задающий некоторую устойчивость».
Материал подготовила Татьяна Костенко.