Пятница
12 МарЭкспресс-подготовка тьюторов онлайн – фантастика или реальность?
О проекте, который готовился изрядно заранее, а стартовал летом 2020 года на ЛУТе-2020 (Летнем университете тьюторства) в Геленджике, сегодня в МТА знают многие. Знают как авторы, как участники, как «апробаторы», аналитики, исследователи, созидатели и творцы. География проекта – «от Москвы до самых до окраин», вся карта МТА представлена в активной, инициативной, горячей и горящей группе проектировщиков – там тьюторы из Томска, Перми, Ижевска, Москвы, Владивостока, Санкт-Петербурга, Лениградской области. Проект реализуется с использованием средств, предоставленных Фондом президентских грантов, и основная его цель – создание онлайн-курса для экспресс-подготовки тьюторов по теме «Навыки самообразования». Особенность проекта в том, что разработчики поставили перед собой нетривиальные задачи: профессионально подготовить тьюторов в Интернет-пространстве с параллельным становлением у курсантов компетенций самообразования. Весь подготовительный этап, развернувшийся на ЛУТе, изначально казался чрезвычайно сложным и опасным путешествием с непредсказуемым результатом. На ЛУТе сформировалась группа разработчиков, которая разделилась на позиционные команды: методологи, методисты, организаторы. Обсуждение в группах часто напоминало «битву гигантов», жаркие споры плавно перетекали с содержательных площадок в кулуары: в домики, на пляж, в столовую. Это было хорошим знаком. Разработчики попали «в десятку» с темой, и она, в свою очередь, упала на благодатную почву, и принесла хорошие результаты. Организаторы увозили в Томск энтузиазм, творческую энергию и интересные методические и теоретические находки. Сложнее всех пришлось главному инициатору проекта Татьяне Климовой, ведь всю эту «разноголосицу» и «креативный ураган» надо было упаковать в курс для тьюторов. Работа вышла на просторы Интернета, на еженедельные встречи в ZOOM, к которым, помимо «лутовцев», присоединились те, кто участвовал в летней работе дистанционно. Или у кого возник к этой работе интерес, потому, что проект был открыт для любых инициатив.
И в сентябре родился первый прототип, с попыткой представления топики самообразования, бортовым рефлексивным журналом, сопровождением тьюторов, консультациями мастеров и коммуникацией курсантов. Рефлексивные эссе курсантов после первой апробации о многом поведали разработчикам и навели на мысль: надо более детально изучить теоретические подходы, лёгшие в основу первого прототипа. И снова жаркие споры в дистанте о том, как организовать коммуникацию курсантов, как работать с образовательной задачей, артефактом и продуктом образовательного действия. Возникла новая архитектура, новые форматы рефлексии. Сами разработчики настолько увлеклись идеями об актуализации навыков самообразования на предмете тьюторского сопровождения, что уже сами напоминали самообразовывающихся курсантов. Атмосфера взаимного сотрудничества и авторского творчества способствовала рождению интересных решений. И родился второй прототип, апробация которого началась в конце 2020 года. Курсанты еще продолжают изучение курса, ещё не все продукты представлены на экспертизу, но можно говорить о том, что хороший промежуточный вариант курса сделан. Впереди нас ждёт аналитика, обсуждение результатов и доведение «до ума» второго прототипа. Летом ожидается запуск окончательного варианта курса «Навыки самообразования» в тьюторской деятельности. Будем с нетерпением ждать нового отчётного семинара от разработчиков. И пожелаем всей команде тьюторов, работающих в этом проекте успехов в этой работе и новых интересных проектов в будущем!
Со-Автор и Со-Разработчик курса Ким Анжелика Трофимовна.