Начало Большого похода
 /  Томская область / Начало Большого похода

Начало Большого похода

Большой Поход. Как в Томске возник новый, интересный образовательный проект

В 2020 г в Томске появился новый проект – Большой Поход, связанный с развитием тьюторской инициативы родителей. Два активных отца (Банников Александр – отец двух дочек 4 и 7 лет, теперь уже член МТА) и Черкашин Иван (отец дочки 4 года) обратились к Антропянской Л.Н., с запросом. Их интересовало и продолжает интересовать тема развития субъектности детей дошкольного возраста. Целью обращения была разработка инструментов для развития субъектности как своих детей, так и детей других родителей, которые не имеют счастья водить детей в сад М. Монтессори. А Черкашин И.И. и Банников А.А. не просто родители, они отцы воспитанниц детского сада № 4, работающего по системе М. Монтессори, и тема субъектности им понятна и знакома. Решили создать так сказать инструменты становления субъектности “для массового использования”.

Но давайте расскажем эту историю по порядку. Ведь всё началось с идеи. В нашем случае, всё началось с Александра, а точнее с того, что в 2013г. у него родилась дочь! В то же время он начал обучаться в Президентской программе. Два эти факта, привели к тому, что выпускной дипломной работой явился проект создания мультсериала для детей “ЗОЖики”, который должен был рассказывать детям об устройстве организма и пропаганде здорового образа жизни. Проект был удачно защищен. Данный проект очень увлек Александра, для его реализации было проделано много работы, в том числе он посетил лагерь Селигер, познакомился с множеством людей из мира медиа, которые не отбили охоту развивать идею, но дали реальное понимание стоимости проекта и объемов работы… и так идея осталась идеей на много лет.

В это время у Ивана тоже родилась дочь! Но вместо Президентской программы он нашел выход своим эмоциям в мотоспорте. А также в пробах создать бренд детской спортивной одежды. Но и там были свои сложности.

Годы шли, проекты не двигались, а дети росли. И вот они уже стали задавать вопросы: почему дует ветер, откуда берется снег, и что будет, если случится землетрясение. Ответов на эти вопросы было много, но не все они  были понятны детям, не все открывали дверь в познавательный мир ребёнка. Как научиться  отвечать на детские вопросы так, чтобы ответы не только давали информацию, а распахивали познавательную дверь пошире, провоцировали ребенка  к дальнейшим вопросам, к  познанию.

В одной из совместных поездок Александр и  Иван поняли, что у них есть общие трудности и неутомимое желание их преодолеть. А также желание ответить своим детям на вопросы об окружающем мире на доступном им языке. Хорошо, что оба они закончили ГГФ ТГУ по специальности География и имеют достаточно глубокие знания об устройстве мира. Оставалось  использовать имеющиеся знания и опыт и понять, как решить поставленную задачу.

В этот момент, на их жизненном пути повстречалась Лариса Николаевна Антропянская, которую они погрузили в мир своих переживаний и её эта тема так же очень задела. Вместе они начали работать над тем, как ответить детям простым языком на сложные вопросы, а также зародить в них интерес к активному познанию мира и зарождению такого явления как субъектность. Много совместных встреч провели Александр, Иван и Лариса Николаевна, много задумок передумали, перепробовали, от экспериментов и ролевых игр, до создания книг и мультфильмов.

Важнейшим выводом всех этих рассуждений стало то, что необходимо формировать управляемые точки провокации, которые будут вовлекать детей в мир познания. Так они придумали целый мир и персонажей в этом мире, которые смогут ответить детям на все-все их вопросы. Но детям важно не только слышать, но и видеть. Без опытного художника не обойтись. Хорошо, что у Александра и Ивана есть друг, художник, который оказался готов стать частью этого проекта. Это Климов Борис, пока у него нет детей, но он очень их хочет, и участие в проекте – хорошая подготовка к этому важному событию. Также, Борис не только профессиональный иллюстратор и скульптор, но еще и специалист в активном спорте и туризме, поэтому затронутая тема оказалась ему максимально близка.

Так образовалась команда, и дело начало набирать обороты. Герои получили свой облик, мир стал наполненным, а история начала оживать! Идея оказалась такой интересной и актуальной, что превратилась в книгу, работа над которой сейчас активно идёт.

Это книга о том, как пятеро ребят – Лада, Выша, Руфа, Веля и Леля отправляются с папами в Большой поход. Там они попадают в разные истории в природных локациях – в лесу, на реке, у озера, в горах, в пещере. По ходу путешествия герои узнают правила поведения во всех этих местах, где с ними происходят разные истории, и они знакомятся с природой вживую.

Задача нашей книги – сформировать у детей интерес к познанию мира, чтобы они сами проявляли активность и звали родителей в походы. А также чтобы у них  формировались такие качества, как инициативность, активность, умение доводить дело до конца (одним словом – субъектность).

Структурно книга разделена на четыре содержательные части:

  1. Художественная – главная задача этой части, сформировать “точку интереса”. Познакомить читателей с миром героев, полюбив которых, дети, вместе с родителями захотят отправиться в путешествие
  2. Инструкции – как себя правильно вести в Большом походе познания мира природы.
  3. Интерактивная часть – непрямой призыв пойти в поход – на рыбалку, исследование камней на берегу реки, сбор гербария т.д.
  4. Комментарии от психолога для родителей. Первые три части отвечают на вопрос ЧТО делать с ребенком, четвертая – на вопрос КАК при этом общаться с ребенком.

Инструкции и Интерактивная часть выполнены в виде инфографики и графических инструкций, с теми же героями, с которыми читатель знакомится в художественной части, поэтому они воспринимаются легко и интересно.

Книга состоит из десяти историй, каждая из которых содержит: Художественную часть, инструкции и интерактив. В конце книги, после десятой истории идут комментарии психолога, которые “разбирают” книгу с психологической точки зрения и подскажут родителям, как общаться с ребёнком, чтобы прорабатывать в детях те качества, развитие которых мы ставим своим приоритетом.

Ниже приводим рисунок, отражающий ценности данного проекта:

На сегодняшний день, ознакомиться с миром и персонажами “Большого похода” можно на страничке проекта в Instagram: https://www.instagram.com/bolshoy_pohod/

Координатор страницы Томской области

 Антропянская Лариса Николаевна

Антропянская Лариса Николаевна

antropan@mail.ru

Руководитель регионального отделения Томской области

 Банников Александр Александрович

Банников Александр Александрович

bannikov87@gmail.com

  • Визитка РО Томской области
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости