Среда
23 АвгЛУТ-2017 глазами томичей
Тьюторы МБОУ СОШ «Эврика- развитие» (координатор тьюторской работы в школе, тьютор старшей школы Мухамедова Ф.У., тьютор младших подростков Вершинин А.В., тьютор классов Монтессори Крапивец Е.А.), приняли участие в работе ЛУТ -2017 на Байкале.
ЛУТ предвосхитил ожидания участников: были заданы разные режимы, как для неофитов, так и для опытных тьюторов: экспертные лаборатории, гостиные, презентации опыта, мастер-классы, тьюторский полигон, разработнические и проектные семинары, тьюторский сейшн, управленческий поединок. Также было много неформальных режимов: Киноклуб с Максимом Булановым, посвящение в тьюторы, интерактивная фито-беседка, вариативная зарядка, танцы от группы «Прэсто», кулуариум от двух Елен из Шелехово, где участники могли сбалансировать свое состояние, написать свои пожелания. И, конечно же, теплые посиделки с песнями и прогулки по Байкалу. Юбилейными мероприятиями к 10-тилетию МТА стали: Квест-тревел на Круглобайкальской железной дороге от команды Иркутска , составление коллективной книги-летописи МТА.
Огромная благодарность Елене Николаевне Ивановой за организацию вечера памяти Елены Игоревны Кобыщи, котрорая была наставником для многих тьюторов России.
На управленческом поединке с бизнес-тренером Таллинской школы менеджеров ведущая Лариса Давыдова давала мастер-класс по искусству управленческой борьбы по технологии В.К. Тарасова.
В эти же дни проходил проектировочный семинар «Тьюторская модель современного университета», ведущими которого стала команда нашего НИ ТГУ.
Организация Лута на берегу Байкала позволила сделать паузу для перехода с ритма рабочего интенсива на путешествие для принятия и осмысления последующей информации.
Режим экспертной лаборатории, в которой Мухамедова П.У. представила фрагмент тьюторской работы: «Организация рефлексивного пространства на занятиях». Какие формы обращения к ребенку, какие тексты ребенка и как тьютор интерпретирует их, какие пробы можно отнести к инструментам, какие задания и какому возрасту соразмерны – вот тот перечень вопросов , на которые тьютор попытался ответить с в своей практике и предложил к совместному обсуждению. Была важна обратная В.Р. Имакаева и Е.Н. Ивановой, которые помогли продвинуться к пониманию следующего шага.
Безусловно, экспертная лаборатория дает большую поддержку тьютору и помогает сделать следующий шаг в понимании собственной практики.
Наш молодой тьютор Алексей Вершинин принял участие в работе сетевой лаборатории , на которой проектировалась модель тьюторского сопровождения студентов 1 курса. Актуальная проблема всех Вузов – отчисление студентов после первой сессии. Также возникают трудности по работе со студентами – хайпо: студенты- олимпиадники, высокобальники с развитой исследовательской компетенцией. Как заинтересовать их в том, что НИИ ТГУ предоставляет им спектр возможностей для личностного индивидуального развития? Было выявлено три направления работы, исходя из заявленных проблем: личная включенность , формирование ИОП, вызов- тьюториал, выход в личный интерес- и тьюторское сопровождение тьюторанта в исследовательской деятельности. Вторая линия работы: средовое воздействие ВУЗа на старшую школу и на рынок труда.
Стажировка в экспертизе тьюторских практик и практик индивидуализации – вот еще одна линия, заданная организаторами, в которой также удалось поучаствовать томичам. ЛУТ- это уникальная возможность прожить этапы очной экспертизы: беседа с заявителем, чтение описания практики, достраивание понимания практики в гостиной, создание экспертного текста, сопровождения федерального эксперта. Огромная благодарность Трясцовой Т.М. и Антропянской Л.Н. за опыт сотрудничества.
Нам показалось, что было бы ценно отразить в Положении об экспертизе практики еще одно важное условие: чтобы автор практики являлся и соавтором текста ее описания. Мы считаем, что при создание текста тьютор осваивает язык тьютороского сообщества, осмысляет этапы практики и ее результаты. Нам, стажерам, написание экспертного текста напомнило специфику текста краткого изложения. Экспертная карта при реконструировании практики являлась путеводителем, а вопросы. Помогающие реконстуировать практику – большой опорой.также мы считаем, что для экспертов- стажеров желательны мастер- классы федеральных экспертов, помогающих понимать, вычитать ,как автор практики в иных словах формулирует свое понимание тьюторского сопровождения и организованная рефлексия после написания текста.
Для каждого участника нашей группы состоялось самоопределение: включиться в сетевую интернатуру МТА и МАРО. Именно здесь на ЛУТе состоялся семинар с автором проекта Сетевой школы индивидуального обучения Воронцовым А.Б., президентом МТА Ковалевой Т.М. и Климовой Т.А., координатором тьюторов сетевой школы. Благодаря этой встрече мы совместно спроектировали многофокусную модель сетевой школы. Для нас решение работать в сетевой интернатуре – это прыжок в неизвестность, который обнаружит умения, необходимые для его совершения, возможность проектировать иные инструменты для дистанционного тьюторства, что потребует от нас овладения разработническими и техническими компетенциями. Сделаны первые шаги: тьюторы договорились о содержании первой встречи с родителями и ребенком в режиме онлайн.
Томичи приняли участие и в формате гостиных. А.С. Вершинин пригласил гостей познакомиться с практикой измерения предметного интереса младших подростков. Здесь тьютьор продемонстрировал фрагмент работы с интересом подростка в рамках учебного предмета. Обсудили философские основания интерпретации детского выбора, а также степень достоверности картирования и верификации детских ответов иными механизмами.
Крапивец Е.А. провела гостиную по теме «Взаимодействие тьютора в и профи для создания образовательного поля» . Эта тема оказалась актуальной не только для событийщиков, но и для ученых университета. Живо обсуждалось создание ресурсной карты города, в которой будут отражаться ресурсные места для детей для осуществления деятельностной пробы и ппофессионалы, имеющими опыт работы с детской аудиторией. К сожалению, на сегодняшний день город не мыслится как место, как образовательная среда для детей. То есть речь идет о необходимости создания образовательного кластера.
Неисчерпаемым ресурсом для нас является являются тьюториалы- тренинги, проводимые группой ПРЭСТО. За короткий период в интенсивной пробе тьютор приобретает навыки формулировки вопроса, фокусировки на тексте тьюторанта. И тогда приходит осознавание роли вопроса в технологии тьюторской деятелностьти. Вопрос понимается, как первоочередной инструмент, побуждающий тьюторанта действовать самостоятельно или фрустрирует его, лишая возможности осознгавать свои трудености , внутренний разрыв между желаемым и действительным. Уникально то, что коллективная проба осуществляется в режиме тренинга при сопровождении психологов в атмосфере приняти , что делает взаимодействие безопасном. Благодарим Марию Мансветову и за выпуск книги «50 000 знаков для тьютора». Это подлинное пособие для повседневной работы тьютоора.
Предложения нашей группы на следующий ЛУТ:
-Возобновить теоретические лекции, семинары, на которых поднимались проблемы понимания языка тьюторов: какой смысл вносится в такие слова, как «инструмент», «выбор», «текст ребенка» и т.д…
-Обогатить ЛУТ мастерскими, разворачивающими рукотворчество ( лепка, мозаика, рисунок, конструирование и т.д.) для психологической разгрузки и продуктивного проживания ЛУТа.
Благодарим всю группу иркутчан и лично Татьяну Князеву за организацию ЛУТа. Мы уверенны в уникальности следующего встречи, которая состоится в Ижевске.
Благодарим Долгову Л.М., директора школы «Эврика-развитие» за предоставленную возможность ежегодно представлять опыт творческой группы тьюторов школы и учиться на ЛУТе.