Понедельник
28 АвгКруглый стол в Томске
Круглый стол по тьюторству в рамках Томского образовательного салона.
25.08.2017 года открыл свои двери Томский августовский Образовательный салон «Развитие региональной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров». Мы, члены регионального отделения МТА, тьюторы и гости образовательного салона, приняли участие в работе Круглого стола по теме «Практики индивидуализации и тьюторского сопровождения, сертифицированные МТА в Томской области».
Ведущие: Антропянская Лариса Николаевна, руководитель регионального отделения межрегиональной тьюторской ассоциации Томской области (РО МТА Томской области) и Долгова Людмила Михайловна, Президент РО МТА Томской области.
Круглый стол открылся фильмом, посвященным 10-летнему юбилею МТА, снятым группой тьюторов Иркутской области на Летнем университете тьюторства в августе 2017 года.
Слушая и вглядываясь в лица учредителей МТА – Татьяны Ковалевой, президента МТА, Елены Сухановой, председателя правления МТА, Михаила Черемных, директора АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска, а так же партнеров МТА – Сергея Ветрова, президента ассоциации тьюторов Украины, Виктора Имакаева, директора АНОО «Сетевой институт ПРЭСТО», г. Пермь и Алексея Воронцова, генерального директора Открытого Института «Развивающее образование», каждый из нас чувствовал себя причастным к зарождению нового витка в истории не только тьюторского сопровождения, но и всего отечественного образования.
Несмотря на свое название, наш Круглый стол только в первой своей части был посвящен презентации практик индивидуализации и тьюторского сопровождения, сертифицированных Межрегиональной тьюторской ассоциацией на протяжении 2014-2017 г.г.: МАОУ СОШ №19, детский сад № 4 Монтессори, МБОУ СОШ «Эврика-развитие», во второй части мы обсудили перспективы деятельности нашего сообщества по линиям активности организаций на территории Томской области и всего сообщества МТА.
Научный руководитель МАОУ СОШ № 19 – Елена Макарова – представила практику «Система открытого образовательного пространства тьюторского сопровождения процессов личностного формирования, включая процессы формирования профессиональных намерений», реализуемую на территории школы. Вместе с Еленой Евгеньевной результаты практики представляли ее участники, Осипова Елена Владимировна, заместитель директора школы по учебной работе и Храмовских Юлия Васильевна, руководитель культурного кластера программы.
Старшей воспитатель и тьютор детского сада Монтессори Светлана Рубанова представила сообщение по теме «Тьюторство в дошкольном возрасте. К вопросу о формировании умения ребенка выбирать». Педагогика Монтессори изначально возникла и реализуется как практика индивидуализации с выбором, вариативностью и избыточностью, а ее тьюторская составляющая, обеспечивающая открытость, как размыкание границ среды, развернулась в масштабные образовательные события для детей и родителей. Материалы обеих практик оформлены в методических разработках, документах, получивших признание в городе и области.
Фатыма Мухамедова, тьютор МБОУ СОШ «Эврика-развитие», победитель первого всероссийского конкурса «Тьютор года-2015», соавтор трех сертифицированных в Томске практик индивидуализации и тьюторского сопровождения и одной программы повышения квалификации, не столько рассказывала о четырех практиках, размещены в разных сборниках МТА, сколько развернула центральные понятия, на которых базируется новая профессия «тьютор»: открытость, деятельность, проба, выбор, самоопределение, проект, исследование, самостоятельность, субъективация. «И как педагоги, вышедшие из лона советской школы, мы в определенном смысле несем на себе, а значит, и воспроизводим, ценности прошедшей эпохи, в которой было иное отношение и к детям, и к учителям» – говорит Фатыма, передавая идеологию тьюторского сопровождения вновь входящим в содержание новой профессии. Фатыма говорила о том, что тьютор- элитарная профессия, освоение которой проходит через осознанный выбор своего дальнейшего пути взрослым, научающимся проектировать и исследовать собственную практику, искать и находить, постигать и углублять смыслы своей образовательной деятельности, потому что взаимодействие с ребенком относительно его образования связано с рядом тьюторских компетенций, отличающихся от компетенций представителей иных педагогических позиций и профессий.
Сотрудники организации Открытого Молодежного университета, как структуры, сопровождающей учащихся 1-7 классов в дистанционных программах дополнительного образования представили пакет игр, образовательных программ и мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей.
Во второй части были представлены проекты МТА, которые оказывают влияние на формирование планов деятельности членов Регионального отделения МТА на 2017 -2018 учебный год.
Один из проектов – «Сетевая школа» – представила координатор тьюторской интернатуры Татьяна Климова, она познакомила слушателей с проектом сетевой школы, автором которого является Алексей Борисович Воронцов. Проект, реализуемый в рамках сетевой школы – «Сетевая тьюторская интернатура» сделал свой первый шаг на Летнем университете тьюторства в Иркутске. Десять тьюторов страны будут обучаться новой форме сопровождения детей в сетевом формате, помогая ребятам осваивать образовательные программы в онлайн режиме.
Проект «Наставничество», продолжающийся с января 2017 года, заинтересовал своей уникальностью и возможностью переноса опыта на другие группы детей. Проект предполагает что тьютор через взаимодействие с представителем профессионального мира (бизнесмен, или человек , достигший высокого признания в какой- либо области деятельности) знакомит ребенка из детского дома с картиной его возможного будущего и тем самым помогает выстроить подростку перспективу его взросления.
Проекты пермского института ПРЭСТО «Тьюторский сейшн» и «Всероссийский конкурс Тьютор года», с которыми воочию знакомы Фатыма Мухамедова и Антон Чупринин, обсуждались как возможная линия работы Томского тьюторского клуба в рамках деятельности Регионального отделения МТА. Обсудили возможность проведения ежемесячного тренинга на материале конкурса 2015 года и организации коммуникации с аварами проекта.
Следующую встречу членов региональной группы МТА запланировали на 31 августа для обобщения материалов и составления циклограммы деятельности.
П.У. Мухамедова,
Л.Н. Антропянская