Индивидуализация в общеобразовательной школе
 /  Томская область / Индивидуализация в общеобразовательной школе

Индивидуализация в общеобразовательной школе

Индивидуализация в общеобразовательной школе

Макарова Елена Евгеньевна,

заместитель директора по инновациям

МАОУ СОШ № 49 г. Томск

   Проблемы современного образования, на наш взгляд, состоят в его фактическом «массовом» характере при ФГОС-претензии на индивидуализированное. Слабая подготовка кадров, трудности перехода с формальной оценки на оценку деятельности, переполненность школ и классов при невысоком уровне оплаты труда педагога, завышенная значимость ЕГЭ по сравнению с результатами системно-деятельностного подхода – вот неполный перечень факторов риска при внедрении новых ФГОС. Большинство перечисленных проблем находится вне зоны нашего влияния. Однако, с верой в победу разума, мы делаем то, что должны, поскольку «…запрос на индивидуализацию и тьюторское сопровождение не всегда формулируется напрямую, тем не менее, распространена формулировка через образовательные результаты, которые возможны лишь при индивидуализации образовательного процесса и тьюторском сопровождении.» [1].

 

 

          Как и всё новое, инициатива внедряется непросто. Основная проблема, с которой сталкиваются педагоги-новаторы, состоит в педагогических стереотипах большинства учителей. Так, только на четвёртый год реализации нашего инновационного проекта, все учителя школы осознали и приняли объективную необходимость индивидуализации во всех её аспектах – в целевом, содержательном и организационном. На сегодняшний день большинство педагогов школы понимают новую роль учителя – не всезнающего вещателя, а навигатора и проводника, сопровождающего ученика на пути, который он выбирает сам. Организационные сложности (учебный план, расписание, время для консультаций и тьюториалов) имеют экономическую подоплеку, а мы поведем речь о содержании. Таким образом цель данной статьи – обозначить успешные, эффективные элементы и результаты практики индивидуализации в нашей школе – МАОУ СОШ № 19 г. Томска.

           Образовательная инициатива в области индивидуализации «Создание открытого образовательного пространства в общеобразовательной школе», представленная МАОУ СОШ №19 г. Томска как практика индивидуализации, прошла экспертизу МТА в рамках ЛУТ в августе 2017 года. Данная инициатива была сертифицирована и рекомендована для распространения на федеральном уровне, и поддержки органами управления образованием оказывать.

            В 2017-2018 учебном году составляющие практики индивидуализации – дорожные карты самоопределения учащихся, сквозной курс практической философии «Я – система в системе мира» и методика образовательного проектирования и обучения проектной деятельности «Форум проектов», получили дальнейшее развитие. Дорожные карты были адаптированы в школе на все уровни общего образования. По материалам аналитической справки ВСОКО МАОУ СОШ №19 г. Томска дорожные карты самоопределения учащихся с октября 2017 года карты представляют собой:

1) для первоклассников: четыре «бланка самопроектирования, самодиагностики и самоанализа личностных результатов», в том числе для пропедевтики первичного самоопределения в поле профессий. «Дорожная карта» для первоклассников разработана участниками проблемной творческой группы педагогов, работающей третий год. Мы считаем важным то, что семь участников программы, активно апробирующих технологию, становятся её соавторами. Единомыслие участников рабочей группы в процессе разворачивания инноваций – важный фактор ее успешности. Апробация карты продемонстрировала возрастающий интерес ребят к процессам самопознания, и высокую заинтересованность родителей в образовательном процессе.

            «Дорожные карты самоопределения» формируют общий понятийный аппарат, язык программы учащиеся осваивают на занятиях сквозного курса практической философии «Я – система в системе мира», который в рамках внеурочной деятельности изучается с 1- го по 11 класс.

2) Для учащихся 2 – 4 класса разработаны бланки «Дорожной карты»:

  • целостное представление о себе. Система (от гр. «гармония, целостность») представлена в форме звезды (пентаграммы), образа совершенного человека древних греков – древнего символа, имеющего семитысячелетнюю историю. Это этап самопроектирования личностных результатов.
  • Этап самоидентификации предваряет этап самопроектирования социализации. Сначала – быть кем? (быть собой), а затем – быть с кем? В центре звезды – стержень личности, который ребята формируют, отвечая на вопрос – какой Я (ученик пишет свои основные принципы-правила). Формулировки правил могут быть заимствованы из традиций народа, национальных корней ребёнка, родительской семьи. Ребенок может опираться на классические произведения, которые не вступают в противоречия с законами Родины или страны проживания. Осознанное формирование личностной философии происходит на занятиях практической философии и на классных часах. Эта часть сопровождения требует высокого уровня доверия, компетентности и развитого чувства такта. Стержень личности в курсе «Я – система в системе мира» содержит главные правила, определяющие личностные ценности, формирующие духовность. Прочие правила – средства – определяются в отношениях с близкими людьми, в семье, с друзьями, в деловых отношениях.
  • Бланк «Самопроектирование индивидуальной образовательной траектории», отвечает на вопрос: как я вижу свой путь?. Заполняется часть пути, которую ребенок видит на линии времени – в своём прошлом, настоящем и обозримом будущем. Это карта мечты и осознание важности мечты, привычки жить с мечтой. На данном бланке самая дальняя точка в обозримом будущем – сорок лет. Этот возраст полной зрелости и наивысшая точка творческой и деловой активности личности. Наглядность приближения к этой точке в процессе самодиагностики на протяжении 11-ти лет задает вектор развития личности и мотивирует ежедневно делать выбор в акте самореализации, совершать, приближаться к цели, ценить жизнь и расти.
  • Бланк «Индивидуальный образовательный маршрут», обеспечивает самодиагностику способностей и интересов, учит разграничивать эти понятия, отличать их от желаний и формировать желания на основе истинных интересов, соотнося их со способностями и, преобразуя желания в намерения. Кратко описывает что будет в этом году сделано в каждой перспективе и сколько времени (часов в день) будет посвящено становлению себя таким, каким хочу быть.

Определившись с желаниями, учащийся переводит их в намерения и из них выбирает те, которые будет осваивать в этом году.

            Перечень способностей в таблице – эффективные действия (компетенции) в определённых профессиях, соотнесён с типами и сферами профессиональной деятельности. Данный бланк – пропедевтика профессионального самоопределения. Тьютор работает с данным бланком карты трижды в течении учебного года, помогая подростку овладевать алгоритмом сознательного выбора, это один из самых важных этапов самопроектирования. В избыточном образовательном пространстве традиционной школы есть вероятность выбора ребёнком своей занятости не по своим интересам – от «друг туда пошёл» до «учительница сказала». И тогда сопровождение, стоя на страже интересов ребёнка, помогает расставить акценты, смещая их в сторону интересов самого ребёнка в выборе занятости, на которую уходит время его жизни. Поэтому сначала ученик заполняет графу «способности», опираясь на бланк, в котором он на сегодняшний день выбрал для себя две профессии – для своего и общего блага и для духовного саморазвития.

   Почему профессии две? Первая – по актуальному интересу, лежащему в зоне актуального развития, та, для освоения которой требуется минимальное количество усилий. Вторая – интерес, лежащий в зоне ближайшего (или отдаленного развития), то, в чем нет опыта или пробы, но что привлекает принципиально. Это дело, которое требует высокого напряжения – игра на музыкальном инструменте, поэзия или дизайн; у ребенка может быть тройка по математике, но это вовсе не означает, что он не может профессионально освоить математику. Терпение и труд помогают раскрыть талант, то, ради чего ты пришёл на этот свет.

           Определив с ребёнком, какие способности и таланты требуются для овладения выбранными профессиями, тьютор обсуждает с ребенком его профессиограмму, помогает выявить те зоны проб и организацию условий для опыта которые необходимы в текущем году. На ежегодном образовательном событии «Сентябрёвка» ученик попадает в поле возможных проб, целенаправленно выбирая для себя ведущую к мечте деятельность. В анонсах программ внеурочной деятельности, профессиональных проб, деятельности в организациях-партнерах (включая ВУЗы), перечислены виды деятельности, которыми можно овладеть, участвуя в данных программах. Важно, что и тьютор и ученик знают, что автор карты может изменить своё решение на любом этапе. Главное, чтобы он делал это осознанно – объяснял, для чего изменение. Насколько это соответствует принципам или решено изменить сам принцип. Ученик сопоставляет свои списки и выбирает деятельность на текущий учебный год. Далее, вместе с куратором направления ученик проектирует своё образование в данном направлении и приступает к деятельности. Ведь, «…сущностное отличие компетентности от просто умения в том, что она предполагает такое присвоение знаниевых основ, при котором формируется личная готовность ученика к употреблению их в деятельности.» [1]

На данном этапе сопровождения процесса самоопределения важно фиксировать промежуточные результаты и достижения тьюторанта и степень его интереса в деятельности.    Таким образом, заполнив предыдущие бланки, ребёнок определяет, кто он, где он (поле деятельности) и что делает (чему учится, исследуя себя).

       Следующий бланк позволяет ответить на вопрос – какую роль я играю в деловом обществе (или – каким образом происходит моя само- реализация). Бланк 3. «Выбор типа карьеры» предлагает выбрать самые верные для себя схемы:

       схему-последовательность умений-функций,

       схему – иерархию ценностей и наиболее близкую для себя цель деятельности. Таким образом, ученик выбирает себе роль – генератора идей, исследователя, организатора-администратора или исполнителя определённых задач. В бланк «вшита» пропедевтика карьерного самоопределения – кем желаю быть – предпринимателем, учёным, руководителем или специалистом. Далее ученик проверяет свой выбор по таблице «Какие роли в работе в команде мне нравятся больше».

            Когда основные выборы сделаны, намерения преобразовываются в план реальных действий (бланки 4 и 5) – ИОП (индивидуальная образовательная программа). Бланки отражают учебный план (включая коррекции/факультативы, элективные курсы и др.) и план внеурочной деятельности, в которых ученик планируют предполагаемые результаты –участие в олимпиадах, в проектной деятельности, в фестивалях и конкурсах. Результативность определяется качеством процесса освоения ИОП и продуктивностью – качеством проекта по направлению развития выбранных способностей.»

Методическое описание представлено на научно-практической конференции в НИ ТПУ 30 октября 2017 года. [2].

          В системе дополнительного образования (ДК «Смена») третий год используют нашу логику индивидуализации. Представляем фрагменты справки-подтверждения МАОУДО ДДТ «У Белого озера»: «… технология служит оптимальным средством индивидуализации образовательного процесса в условиях группового обучения, обеспечивает комплекс возможностей для влияния ребёнка на содержание его образования и самостоятельной постановки жизненных целей, решения задач социализации и самоопределения…», «применение данной технологии обеспечивает единство образовательного пространства школы и учреждения дополнительного образования и достижение согласованных образовательных результатов и их непрерывный педагогический мониторинг».

С 30 октября по 1 ноября 2017 года ОГБУ «РЦРО» (региональный центр развития образования Томской области) совместно с Центром этнокультурного образования МАОУ СОШ № 19 г. Томска организовал стажировку по теме «Система формирования личностных результатов в соответствии с ФГОС и технологии оценки динамики личностных результатов в инновационной системе индивидуализации образования» для учителей Томска. В стажировке принимали участие преподаватели курсов «Основы социализации личности», заместители директоров, педагоги общего и дополнительного образования духовно – нравственной и социальной направленности, педагоги – психологи, тьюторы, координаторы профориентации, кураторы сетевого взаимодействия. Технология получила признание коллег других образовательных учреждений. Бланки карты представляют собой основание самоопределения личности – систему, которую сегодня успешно используют общеобразовательные школы (Могочинская школа Молчановского района Томской области), и школы пенитенциарной системы (МКОУ ВСОШ №8).

В ноябре 2017 года программа стажировочной площадки МАОУСОШ №19 г. Томска «Система условий для формирования и оценки динамики личностных результатов в соответствии с ФГОС в инновационной практике индивидуализации образования» победила в конкурсе стажировочных площадок. В марте 2018 года на базе школы пройдёт стажировка по данной теме для педагогов муниципалитета.

                                                           Литература

1. Условия введения тьюторства в современной школе и основные схемы тьюторского сопровождения (по материалам Т.М. Ковалевой президента МОО «Межрегиональной тьюторской ассоциации», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры) / Тематическая консультация по теме «Тьюторское сопровождение в условиях идеологии открытого образования»/ Электронный ресурс: http:// edu.shd.ru/index.ptp?option

2. Е.Е. Макарова, Е.В. Осипова, М.И. Ведерникова. Методическое описание авторской технологии Е.Е. Макаровой «Дорожная карта самоопределения»// «Организация исследовательской деятельности детей и молодёжи: проблемы, поиск, решения»; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. С299./ Электронный ресурс: http://abiturient/tpu/ru/file/2018/docs/olimp/sbornictpunasajt-2017-11-28.pdf

Координатор страницы Томской области

 Антропянская Лариса Николаевна

Антропянская Лариса Николаевна

antropan@mail.ru

Руководитель регионального отделения Томской области

 Банников Александр Александрович

Банников Александр Александрович

bannikov87@gmail.com

  • Визитка РО Томской области
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости