Четверг
14 ОктДень тьютора в Томске. Замысел.
Томск, историческая родина тьюторства в России, не самое простое на карте тьюторства в России место. С одной стороны здесь большая концентрация значимых для истории тьюторства фигур и персон. Здесь часто бывает с рабочими визитами Татьяна Михайловна Ковалева, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА), визит-профессор Томского государственного университета. В Томске живет председатель правления МТА Елена Анатольевна Суханова, она руководит Институтом образования ТГУ, и благодаря ее деятельности в ТГУ стал одним из первых в России университетов, где была построена и внедрена тьюторская модель университета. В Институте образования работает руководитель экспертного направления МТА Степанов Сергей Анатольевич, заместитель директора Института образования по научной работе. Его историческая заслуга перед тьюторством – построение института экспертизы в МТА. На томской земле трудится учредитель Межрегиональной тьюторской ассоциации – Долгова Людмила Михайловна, Президент регионального отделения МТА в Томской области, в недалеком прошлом директор школы «Эврика-развитие». В Томске живет и возглавляет Точку кипения первый председатель правления МТА Кобзева Лиана Валерьевна. В томском детском саду № 4 «Монтессори» под руководством Татьяны Костенко разворачивается тьюторская практика в дошкольном образовании. В Томске живет и развивается школа «Эврика-развитие», первая в России школа с тьюторским сопровождением, и.о. директора которой в настоящее время является Муха Надежда Владимировна, долгое время бессменный заместитель директора по инновационной деятельности. Ей принадлежит идея и концепт проекта Школы Сколково, благодаря которому сейчас в Зеленых горках (новый мкр. города) открыта новая Эврика на 1200 мест. А начиналось все с одного пятого, шестого и первого классов. Тридцать лет назад.
А с другой стороны многие родители и педагоги не знакомы с возможностями и ресурсами новой педагогической профессии, а некоторые даже не слышали о том, что она существует. И вот, начиная новую страницу в истории тьюторства в Томске, 9 октября 2021 года в Точке кипения мы провели важное для жизни регионального отделения МТА событие – день Тьютора в Томске. Идея его проведения принадлежит инициативной группе членов регионального отделения МТА, возглавляемого Ларисой Антропянской. В составе группы Долгова Людмила, эксперт ТГПУ; Банников Александр, родитель-тьютор, автор книги «Большой поход»; Костенко Татьяна, методист д/с Монтессори; Евстигнеева Ирина, тьютор школы «Эврика-развитие» и по совместительству директор московской частной общеобразовательной школы «Наши пенаты»; Трухина Алена, житель С-Петербурга и тьютор школы «Наши пенаты»; Пак Вадим, координатор тьюторской службы ТГУ.
Идея заключалась в том, чтобы познакомить общественность города – родителей. воспитателей, учителей – с разнообразием тьюторских практик, тьюторством как профессией и возможностями тьюторского сопровождения. В Точке кипения – пространстве инноваций, дружелюбно принявшем команду неравнодушных профессионалов и всех желающих поближе узнать о тьюторстве, как профессии, мы задумали провести событие в режиме «Кругосветка», на станциях которого участники могут познакомиться с тьюторской практикой на разных возрастных ступенях. Были организованы станции «Тьюторство в дошкольном образовании», «Тьюторство в начальной школе», «Тьюторство в подростковой школе», «Тьюторское сопровождение абитуриентов и студентов первых курсов», «Административные вопросы тьюторства». Для запуска работы организаторы каждой станции подготовили следующие анонсы.
- 1. Анонс станции «Тьюторское сопровождение в дошкольной ступени»
«Индивид важен не тем, что он есть, а тем, чем может оказаться»
Б.Д. Эльконин
– для кого: приглашаем педагогов, воспитателей родителей, управленцев и администраторов образовательных организаций дошкольного образования;
– основной рабочий тезис-описание:
- Тьюторское сопровождение в дошкольной ступени строится на приоритетах самостоятельности, любознательности и инициативы ребенка, базируется на ценности освоения культурных норм и взаимодействия с изменяющимися правилами, ставит перед семьей вопросы самоопределения в мире новых технологий и возрастающего информационного потока.
- Важным становится умение ребенка эффективно использовать свои возможности: определить свой интерес, выбрать место для образования, найти адекватный способ учения, использовать уместную модель поведения, удержать партнеров для проекта.
– результат для того, кто придёт на секцию:
- осмысление тьюторского сопровождения умения выбирать, как ответственного действия дошкольника, что имеет последствия в следующих возрастах и является важным вектором взросления человека;
- исследование того, как организация способности к осознанному выбору в реализации своего интереса выступает приоритетом в дошкольном образовании.
- присвоение способов такой организации домашнего пространства, чтобы оно стало образовательным
- получение ответа на вопрос «как сопровождать ребенка дома, используя тьюторские инструменты и приемы»
– формы работы – работа с образовательным заказом дошкольников, работа с материалами, рефлексия.
- Анонс станции «Ребенок в период начальной школы: как сохранить интерес»
Для кого: для родителей и педагогов начальной школы, членов администрации образовательных организаций, заинтересованных в теме тьюторского сопровождения учащихся начальной школы.
Основной рабочий тезис-описание: каждый ребенок мечтает пойти в школу, готовится к этому важному событию в своей жизни. Но нередко уже к середине 1 класса родители замечают потухшие глаза, отказ делать домашнее задание, нежелание идти в школу. Что случилось?
Результат участников секции: на нашей станции мы поищем ответы на следующие вопросы:
- Почему ребенок теряет интерес к учебе и что на это влияет?
- Как у первоклассника формируется внутренняя мотивация и почему она так важна в начальной школе?
- Какие возрастные особенности ребенка 6-10 лет важно учитывать, чтоб поддерживать его интерес?
- Что стоит за фразами «Ты уже взрослый», «Что тут непонятного», «Перепиши эти буквы» и какие фразы поддерживают интерес ребенка.
- Кто такой тьютор начальной школы, и каковы его задачи? Как тьюторские приемы помогут педагогу и родителю сопровождать учебную мотивацию ребенка в школе и дома.
Формы работы. Ответы на эти вопросы мы сформулируем в в дискуссии о роли оценки в жизни младшего школьника. Заглянем в тьюторскую копилку способов и средств организации оценивания, поисследуем опыт конструктивного общения с младшими школьниками.
- Анонс станции «Подростки, их педагоги и родители»
Для кого: приглашаем подростков, родителей и педагогов подростков, членов администрации образовательных организаций, заинтересованных в теме тьюторского сопровождения подростков.
Основной рабочий тезис-описание:
- подростковый возраст – важный период становления личности человека, он несет в себе массу противоречий и открытий. Взрослый и подросток: каковы наши ожидания по отношению друг к другу?
- какие трудности во взаимодействии взрослого и подростка вам уже знакомы?
- в какой помощи нуждается родитель и учитель, какие вопросы значимы в отношениях с подростками.
- Кто сделает первым шаг навстречу другому?
Результат работы участников секции – текст обсужденных тем:
- Вспомним себя подростками: что было важно? (Ожидания родителей, учителей, насколько дети «отзеркаливают» взрослых).
- Особенности, потребности возраста: контроль и свобода, любовь и власть. Дайте дышать Человеку!
- С чем работает тьютор: сопровождение в школе и дома.
- Семейное образование& школа: преимущества и риски (а как же социализация?)
Формы работы. совместное размышление, дискуссия о роли взрослых в жизни подростка, разбор «тьюторской копилки» способов и средств организации продуктивной встречи, исследование опыта конструктивного общения с Человеком 11-16 лет, помогающего видеть друг-друга на равных.
- старшие школьники
- абитуриенты и студенты
- Анонс станции «Управленцы и администраторы»
– для кого: приглашаем работодателей, управленцев и администраторов образовательных организаций;
– основной рабочий тезис-описание:
- организовать дискуссию – зачем вводить тьюторскую услугу для родителей (их детей и учащихся) в вашей образовательной организации, что даст детям общение с тьютором, сверх предметных знаний и подготовки к проверочным работам, за которые отвечают учителя;
что это даст вашей организации;
- если необходимость этой услуги очевидна, мы познакомимся с юридической и нормативной стороной организации тьюторства в ОУ;
– результат для того, кто придёт на секцию:
- осмысление тьюторского сопровождения детей и учащихся как образовательное благо для их осознанного отношения к себе, эффективного взросления; повышение качества жизни и будущего выпускников;
- знакомство с механизмом организации тьюторства в школе, анализ процедур и документов (выписки из Устава ОУ, решения муниципалитета, приказы руководства, договоры с тьюторами и родителями).
– формы работы – дискуссия, кейс лаборатория для работы с документами, рефлексивный круг.
(Продолжение следует)