День тьютора в Томске. Замысел.
 /  Томская область / День тьютора в Томске. Замысел.

День тьютора в Томске. Замысел.

Томск, историческая родина тьюторства в России, не самое простое на карте тьюторства в России место. С одной стороны здесь большая концентрация значимых для истории тьюторства фигур и персон. Здесь часто бывает с рабочими визитами Татьяна Михайловна Ковалева, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА), визит-профессор Томского государственного университета. В Томске живет председатель правления МТА Елена Анатольевна Суханова, она руководит Институтом образования ТГУ, и благодаря ее деятельности  в ТГУ стал одним из первых в России университетов, где была   построена и внедрена тьюторская модель университета. В Институте образования работает руководитель экспертного направления МТА Степанов Сергей Анатольевич, заместитель директора Института образования по научной работе. Его историческая заслуга перед тьюторством –  построение института экспертизы в МТА. На томской земле трудится  учредитель Межрегиональной тьюторской ассоциации  – Долгова Людмила Михайловна, Президент регионального отделения МТА в Томской области, в недалеком прошлом директор школы «Эврика-развитие». В Томске  живет и возглавляет Точку кипения первый председатель правления МТА Кобзева Лиана Валерьевна. В томском детском саду № 4  «Монтессори» под руководством Татьяны Костенко разворачивается тьюторская практика в дошкольном образовании. В Томске живет и развивается школа «Эврика-развитие», первая в России школа с тьюторским сопровождением, и.о. директора которой в настоящее время является Муха Надежда Владимировна, долгое время бессменный заместитель директора по инновационной деятельности. Ей принадлежит идея и концепт проекта Школы Сколково, благодаря которому сейчас в Зеленых горках (новый мкр. города) открыта новая Эврика на 1200 мест. А начиналось  все с одного пятого, шестого и первого классов. Тридцать лет назад.

А с другой стороны многие родители и педагоги не знакомы с возможностями и ресурсами новой педагогической профессии, а некоторые даже не слышали о том, что она существует. И вот, начиная новую страницу в истории тьюторства в Томске, 9 октября 2021 года в Точке кипения мы провели важное для жизни регионального отделения МТА событие – день Тьютора в Томске. Идея его проведения принадлежит инициативной группе членов регионального отделения МТА, возглавляемого Ларисой Антропянской.  В составе группы Долгова Людмила, эксперт ТГПУ; Банников Александр, родитель-тьютор, автор книги «Большой поход»;  Костенко Татьяна, методист д/с Монтессори; Евстигнеева Ирина, тьютор школы «Эврика-развитие» и по совместительству директор  московской частной общеобразовательной школы «Наши пенаты»; Трухина Алена, житель С-Петербурга и тьютор школы «Наши пенаты»; Пак Вадим, координатор тьюторской службы ТГУ.

Идея заключалась в том, чтобы познакомить общественность города – родителей. воспитателей, учителей – с разнообразием тьюторских практик, тьюторством как профессией и возможностями тьюторского сопровождения. В Точке кипения –  пространстве инноваций, дружелюбно принявшем команду неравнодушных профессионалов и всех желающих поближе узнать о тьюторстве, как профессии, мы задумали провести событие в режиме «Кругосветка», на станциях которого участники могут познакомиться с тьюторской практикой на разных возрастных ступенях. Были организованы станции «Тьюторство в дошкольном образовании», «Тьюторство в начальной школе», «Тьюторство в подростковой школе», «Тьюторское сопровождение абитуриентов и студентов первых курсов», «Административные вопросы тьюторства». Для запуска работы организаторы каждой станции подготовили следующие анонсы.

  1. 1. Анонс станции «Тьюторское сопровождение в дошкольной ступени»

 «Индивид важен не тем, что он есть, а тем, чем может оказаться»

Б.Д. Эльконин

– для кого:  приглашаем педагогов, воспитателей  родителей, управленцев и администраторов образовательных организаций дошкольного образования;

– основной рабочий тезис-описание:

  • Тьюторское сопровождение в дошкольной ступени строится на приоритетах самостоятельности, любознательности и  инициативы ребенка, базируется на ценности освоения культурных норм и  взаимодействия с изменяющимися правилами, ставит перед семьей  вопросы самоопределения в мире новых технологий и возрастающего информационного потока.
  • Важным становится умение ребенка эффективно использовать свои возможности: определить свой интерес, выбрать место для образования, найти адекватный способ учения, использовать уместную модель поведения, удержать партнеров для проекта.

– результат для того, кто придёт на секцию: 

  • осмысление тьюторского сопровождения умения выбирать, как ответственного действия дошкольника, что имеет последствия в следующих возрастах и является важным вектором взросления человека;
  • исследование того, как организация способности к осознанному выбору в реализации своего интереса выступает приоритетом в   дошкольном образовании.
  • присвоение  способов такой организации домашнего пространства, чтобы оно стало образовательным
  • получение ответа на вопрос «как сопровождать ребенка дома, используя тьюторские инструменты и приемы»

– формы работы – работа с образовательным заказом дошкольников, работа с материалами, рефлексия.

  1. Анонс станции «Ребенок в период начальной школы: как сохранить интерес»

Для кого: для родителей и педагогов начальной школы, членов администрации образовательных организаций, заинтересованных в теме тьюторского сопровождения учащихся начальной школы.

Основной рабочий тезис-описание: каждый ребенок мечтает пойти в школу, готовится к этому важному событию в своей  жизни. Но нередко уже к середине 1 класса родители замечают потухшие глаза, отказ делать домашнее задание, нежелание идти в школу. Что случилось?

Результат участников секции: на нашей станции мы поищем ответы на следующие вопросы:

  • Почему ребенок теряет интерес к учебе и что на это влияет?
  • Как у первоклассника формируется внутренняя мотивация и почему она так важна в начальной школе?
  • Какие возрастные особенности ребенка  6-10 лет важно учитывать, чтоб поддерживать его интерес?
  • Что стоит за фразами «Ты уже взрослый», «Что тут непонятного», «Перепиши эти буквы» и какие фразы поддерживают интерес ребенка.
  • Кто такой тьютор начальной школы, и каковы его задачи? Как тьюторские приемы помогут педагогу и родителю сопровождать учебную мотивацию ребенка в школе и дома.

Формы работы. Ответы на эти вопросы мы сформулируем в в дискуссии о роли оценки в жизни младшего школьника. Заглянем в тьюторскую копилку способов и средств организации оценивания, поисследуем  опыт конструктивного общения с младшими школьниками.

  1. Анонс станции «Подростки, их педагоги и родители»

Для кого: приглашаем подростков, родителей и педагогов подростков, членов администрации образовательных организаций, заинтересованных в теме тьюторского сопровождения подростков.

Основной рабочий тезис-описание:

  • подростковый возраст – важный период становления личности человека, он несет в себе массу противоречий и открытий. Взрослый  и подросток: каковы наши ожидания по отношению друг к другу?
  • какие трудности во взаимодействии взрослого и  подростка вам уже знакомы?
  • в какой помощи нуждается родитель и учитель, какие вопросы  значимы в отношениях с подростками.
  • Кто сделает первым шаг навстречу другому?

Результат работы участников секции – текст обсужденных тем:

  • Вспомним себя подростками: что было важно? (Ожидания родителей, учителей, насколько дети «отзеркаливают» взрослых).
  • Особенности, потребности возраста: контроль и свобода, любовь и власть. Дайте  дышать Человеку!
  • С чем работает тьютор: сопровождение в школе и дома.
  • Семейное образование& школа:  преимущества и риски (а как же  социализация?)

Формы работы. совместное размышление,  дискуссия о роли взрослых в жизни подростка, разбор «тьюторской копилки» способов и средств организации продуктивной встречи, исследование  опыта конструктивного общения с Человеком 11-16 лет, помогающего  видеть друг-друга на равных.

  1. старшие школьники
  2. абитуриенты и студенты
  3. Анонс станции «Управленцы и администраторы»

– для кого:  приглашаем работодателей, управленцев и администраторов образовательных организаций;

– основной рабочий тезис-описание:

  • организовать дискуссию – зачем вводить тьюторскую услугу для родителей (их детей и учащихся) в вашей образовательной организации, что даст детям общение с тьютором, сверх предметных знаний и подготовки к проверочным работам, за которые отвечают учителя;

        что это даст вашей организации;

  • если необходимость этой услуги очевидна, мы познакомимся с юридической и нормативной стороной организации тьюторства в ОУ;

– результат для того, кто придёт на секцию: 

  • осмысление тьюторского сопровождения детей и учащихся как образовательное благо для их осознанного отношения к себе, эффективного взросления; повышение  качества жизни и будущего выпускников;
  • знакомство с механизмом организации тьюторства в школе, анализ процедур и документов (выписки из Устава ОУ, решения муниципалитета, приказы руководства, договоры с тьюторами и родителями).

– формы работы – дискуссия, кейс лаборатория для работы с документами, рефлексивный круг.

(Продолжение следует)

Координатор страницы Томской области

 Антропянская Лариса Николаевна

Антропянская Лариса Николаевна

antropan@mail.ru

Руководитель регионального отделения Томской области

 Банников Александр Александрович

Банников Александр Александрович

bannikov87@gmail.com

  • Визитка РО Томской области
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости