Второе фокус-интервью «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»
 /  Приморский край / Второе фокус-интервью «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»

Второе фокус-интервью «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»

Второе фокус-интервью «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»

Фокус-группа организована и проведена в рамках проекта «Профессионально-общественная экспертиза качества индивидуализации образования и тьюторства» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

19 апреля 2018 года на базе Фундаментальной библиотеки Дальневосточного федерального университета города Владивостока состоялось второе фокус-интервью «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования», целью которого было по поручению Межрегиональной тьюторской ассоциации изучение мнения представителей разных общественных групп, а именно родителей, студентов, учащихся, педагогов, о необходимости профессионального тьюторского сопровождения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в частности развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для всех без исключения детей. Для полноценного включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательные организации необходимо создание специальных образовательных условий. Одним из таких условий является наличие специалиста сопровождения, который мог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив школы или детского сада. Таким специалистом является тьютор.

В качестве участников фокус-группы были приглашены родители детей с ОВЗ, студенты ДВФУ, обучающиеся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», учителя и воспитатели образовательных организаций Владивостока, учащиеся старшей школы. Количество участников-респондентов было 14 человек.

Организаторами выступили сотрудники Дальневосточного Центра развития тьюторских практик. Модератором фокус-группы была Клименкова Елена Владимировна, студентка магистерской программы «Тьюторское сопровождение в образовании» ДВФУ.

Обсуждались важные вопросы, связанные с инклюзивным образованием. Самый главный вопрос: как может помочь тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования?

Участники фокус-группы отметили, что школы уже который год говорят об индивидуальных образовательных маршрутах, о тьюторах, но нет понимания, как это можно реализовать в условиях отсутствия тьюторов, неготовности педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Учителя считают, что это «очередной груз на их спину», очередное «надо» в бесконечном списке «срочно». Также было отмечено, что актуальна тема неготовности родителей как здоровых, так и детей с ОВЗ к инклюзии.

Встреча показала, что и школе, и детям, и родителям нужен помощник, обладающий компетенциями, сопровождающий ребенка с ОВЗ, дающий ему шанс на полноценную жизнь в обществе, помогающий реализовать право на качественное образование, достойное качество жизни.

Таким образом, фокус-группа как событие вскрыла очень болезненное состояние инклюзивного образования на сегодняшний день, выявила противоречие между существующим реальным запросом на тьюторов со стороны родителей детей с ОВЗ и отсутствием среди представителей различных сообществ четкого представления о тьюторстве, его роли в инклюзивном образовании.

Нестандартный формат проведения разнопозиционной фокус-группы с участием студентов тьюторской магистратуры в качестве ассистентов позволил создать атмосферу активного включения всех присутствующих в поиск ответов на вопросы, расширяющие их представления о востребованности тьюторской услуги в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. После завершения фокус-группы ее участники долго не расходились, за чашкой чая уточняли для себя возможности общения с организаторами исследования, получения консультаций. Особенно приятно было слышать теплый отклик в адрес организаторов встречи от родителей детей с ОВЗ, которые простились со всеми с надеждой на лучшее будущее своих детей, получили приглашение поступить в тьюторскую магистратуру ДВФУ.

Степкова О.В., к.п.н., доцент кафедры педагогической психологии ДВФУ, руководитель ЦПМПК Приморского края

Руководитель Приморского регионального отделения МТА

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

dir007@mail.ru

Место работы:

  • к.п.н., доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, руководитель Дальневосточного регионального центра развития тьюторских практик.
  • Визитка РО Приморского края
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости