Среда
2 НояВпечатления о нашей XV международной тьюторской конференции. Секция «Тьюторство в инклюзивном образовании».
Астахова Ольга Валерьевна, магистр педагогики, учитель начальной школы, призер конкурса «Учитель года России – 2021» в Приморском крае, победитель конкурса «Достижения в педагогической деятельности-2021», член МТА, специализация: тьютор в инклюзивном образовании.
«Всё дальнейшее-результат того, что ты видишь здесь…»
Процесс осмысления, сепарации (отделения эмоционального восприятия информации от сухих фактов ситуационной действительности) определил три точки бифуркации треугольника проблематики в секции «Тьюторство в инклюзивном образовании».
Анализ выступления коллег.
Запрос дошкольных учреждений на тьюторов
Нужны ли тьюторы в ДОУ?
Детский сад-место, где правит детство, но в подготовительные группы вводятся элементы образования: учителя начальных классов проводят уроки подготовки к школе. Кроме того, родители дополнительно выбирают пару-тройку курсов (ментальная арифметика, скорочтение, каллиграфия, иностранный язык, спортивная секция) пытаясь завершить все свои, но не ребёнка, гештальты.
Нужен ли тьютор ребёнку?
Не нужен.
Тьютор – не репетитор. У ребёнка нет образовательного запроса, так как ещё не сформировалась база знаний окружающей его образовательной действительности. Нет необходимых УУД, ЗУНов.
Следовательно, запрос на тьюторов в ДОУ не оправдан и нецелесообразен.
Иное дело, тьютор в школе-интернате восьмого типа. Здесь он необходим. Но, согласно выступлению одной из коллег, тьютор – единица, не занимающаяся составлением индивидуального образовательного маршрута в системе: ребенок с ОВЗ – семья – классный руководитель, а няня – психолог, на плечах которой лежит воспитание, работа с поведением и навыками бытового содержания.
Функциональная грань нарушена, что уничижает полноценную деятельность искомого замысла и понимания тьюторства.
Третьей, неожиданной точкой стала практика аттестации тьюторов.
Система представляет аналог получения первой и высшей категорий учителями. Сроки те же: 2 года и 5 лет.
Но, если в работе педагогов – это производственная необходимость из-за внесений изменений во ФГОС, перечни методического и учебного материалов, которые необходимо изучать и апробировать, работа с сетевым журналом, то тьюторство – ризомоподобная система (переплетение приёмов, индивидуально применяемых, в зависимости от запросов).
Можно ли к работе тьютора определять шаблонное мерило аттестации?
Практика, её презентация и защита в сообществе МТА, дальнейшее обучение на региональных и федеральных экспертов с последующей работой, участие в ЛУТах, конференциях – вот профессиональный тьюторский рост и мера оценки профессионализма!
В заключение
Подводя итоги нашей секции, модератор озвучила, но, к сожалению, не раскрыла предложенную мной идею преемственности и не расставила соответствующие акценты по итогам работы секции в целом.
Смысл моего предложения в том, что тьютор – узкий специалист, работающий в своей среде запросов. Аналогично ресторану, где холодный, горячий и кондитерский цех. Так в образовании: тьютор школьной, СПО и вузовской системы. Каждый – это профессионал, работающий с «хочу-могу-надо» согласно возрастной зрелости и ресурсности данного периода. Безусловно, есть тьюторы-уникумы, способные провести сопровождение тьюторанта от ученика до доктора наук. Но, это, скорее, исключение, чем норма.
Поэтому налаживание системы сотрудничества, передачи тьюторанта при переходе на следующую ступень образования, как в муниципалитете, так и при переезде в другой регион – другому тьютору, вот один из вопросов тьюторского сообщества, который необходимо нам решить.