Среда
30 СенТьюторское сопровождени студентов в построении и реализации индивидуальных образовательных программ во Владивостокском гуманитарно-коммерческом колледже Приморского крайпотребсоюза.
Гончарова Анастасия Валентиновна,
выпускница магистратуры ДВФУ, магистерская программа
«Тьюторское сопровождение в образовании»,
преподаватель Владивостокского гуманитарно-коммерческого
колледжа Приморского крайпотребсоюза
Владивостокский гуманитарно-коммерческий колледж Приморского крайпотребсоюза обучает около 400 студентов ежегодно на очной и заочной форме. На сегодняшний день в образовательном процессе колледжа реализуется 11 программ среднего профессионального образования согласно ФГОС. Студенты поступают в НПОУ ВГКК ПКС на базе девяти и на базе одиннадцати классов. В штате колледжа 21 преподаватель.
Колледж характеризуется высоким уровнем квалификации преподавателей и сотрудников; применением информационных технологий в учебном процессе (компьютерные классы, прокторы, интернет); высоким качеством предоставляемых образовательных услуг; развитой структурой студенческих центров для творческой реализации студентов (студсовет, молодежный центр, клуб волонтеров).
Недостаточным в развитии колледжа является отсутствие вариативности и избыточности образовательной среды; отсутствие ставок тьютора в штатном расписании колледжа; отсутствие тьюторской компетенции у педагогов колледжа.
Нами была организована экспериментальная работа по апробации модели тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ в учреждениях среднего профессионального образования, которую мы и предлагаем для рассмотрения, а также полученные результаты исследования.
В исследовании участвовала группа 1 и 2 курса (на первом году обучения – 2Б, на втором году обучения – 3Б) по направлению 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). В данной группе 12 студентов, двое из них поступили на базе девяти классов образования, 10 остальных на базе одиннадцати классов образования.
На этапе констатирующего эксперимента происходил отбор методик психолого-педагогической диагностики, и обоснование их выбора.
Мы выявили ряд показателей для определения уровня готовности студенты к построению собственной ИОП, на высоком уровне данных показателей студент должен: ставить перед собой образовательную цель и прорисовывает к ней путь; проявлять высокий интерес к профессии; выстраивать план самостоятельной работы и следовать ему; активно проявлять познавательный интерес; инициативу к участию в образовательных мероприятиях; фиксировать затруднения в деятельности, общении и мышлении; ищет причину затруднений в себе, критически осмысляет, вводит новую норму и пробует вновь.
Для проверки данных показателей нами были выбраны следующие методики исследования на констатирующем этапе: методика мотивации к успеху (Т. Элерс); опросник «Цель-Средство-Результат» (ЦСР), разработанный А. А. Кармановым; опросник «Способность к самоуправлению (ССУ) Н. М. Пейсахова; опросник рефлексивности А. В. Карпова; беседы, наблюдения.
Анализ результатов проведенных методик показал, что у группы низкий уровень рефлексии, то есть, студенты не фиксируют свои затруднения, не анализируют свою деятельность и, как следствие, не происходит переосмысление – рождение нового. Нет попыток вводить новую норму и пробовать вновь. У 50% группы испытуемых есть затруднения в постановке целей и прорисовывание к ней путей, это говорит о том, что студенты не видят своих образовательных целей, имеют проблемы с самоуправлением, выстраиванием плана самостоятельной деятельности и следование этому плану.
Поэтому целью формирующего этапа эксперимента явилось формирование готовности к построению и реализации индивидуальных образовательных программ студентов группы 3Б НПОУ ВГКК ПКС по направлению «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Нами была разработана стратегия тьюторского сопровождения студентов группы 3Б на формирование готовности к построению и реализации индивидуальных образовательных программ. Это осуществлялось нами через развитие рефлексивных умений, понимания себя в профессии и умении адаптировать план к своей образовательной цели.
В качестве тьюторского инструментария развития вышеуказанных навыков и умений нами была разработана система тьюториалов: «Образовательная картография», «Рефлексия в образовании». Данные тьюториалы легли основу рабочей программы дисциплины «Технология планирования профессиональной деятельности», содержание данной программы было обогащено тьюторским инструментарием.
План тьюториала «Рефлексия в образовании»
№ п/п | Такт | Время (миуты) |
1 | Размораживание (вхождение в деятельность)
Представление. Игра «Я сегодня чувствую», игра «Один вопрос-одно предложение». |
15 |
2 | Основная часть
Рассматривается понятие рефлексия. Учимся задавать вопросы себе и отвечать на них. «Люди – Места – События – Продукты» и матрицу интересов «Хочу-Могу-Надо». Групповое обсуждение. |
25 |
3 | Индивидуальная и групповая работа
Индивидуальная работа по построению матрицы «Хочу-Могу-Надо». Групповое обсуждение, желающие представляют свои матрицы. Индивидуальная работа по построению карты «Люди – Места – События – Продукты». Групповое обсуждение, желающие представляют свои карты. |
60 |
4 | Представление результатов
Доработка карт и матриц, подготовка к презентации (в микрогруппах) |
30 |
5 | Рефлексия
Готовим мини эссе о пройденном тьюториале и в кругу представляем эссе. Работа с вопросами. В завершении тьюториала каждый участник одним предложением подводит итог отвечая на вопрос – Что для тебя было ценно сегодня? |
50 |
ИТОГО | 180 |
Таким образом, на этапе формирующего эксперимента нами установлено, что организация педагогических условий, а именно обогащение тьюторским инструментарием дисциплины «Технология планирования профессиональной деятельности» и реализация учебной программы через организацию образовательных событий было успешным. По результатам контрольного этапа можно сделать вывод, что уровень готовности студенев к построению и реализации ИОП повысился на 40%.