ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА
 /  Приморский край / ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА

ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА

Боровкова Тамара Ивановна,

к.п.н., доцент,

сертифицированный МТА тьютор,

г. Владивосток

Пять членов МТА от Приморского регионального отделения 23-24 ноября 2021 года приняли участие очно и онлайн во Всероссийской научно-практической конференции в городе Хабаровске «Интеграция научных школ Дальнего Востока в образование региона». Целью конференции определена консолидация ученых и практиков в сфере образования для повышения его уровня.

В ходе презентации научной школы «Генезис идей человекоразмерного образования в отечественной педагогике: взгляд в будущее» (научный руководитель – д.п.н., профессор Михаил Николаевич Невзоров) состоялось мое видео-выступление по теме «Тьюторская позиция педагога», краткое содержание которого представлено ниже.

Раскрывая сущность тьюторской позиции педагога, мы опираемся на экзистенциальную составляющую образования, которая характеризуется

  • выраженной антропоцентрической позицией, нацеленной на саморазвитие, самообразование,
  • рефлексивным отношением к процессу и результату учения и становления,
  • осознанием и переживанием процесса своего образования как акта смыслорождения в собственной жизни и самоосуществлении.

Почвой для взращивания тьюторской позиции – позиции человека, который вместе с учеником проясняет его потребности и возможности в открытом образовательном пространстве, становятся отношения, в которых проявляются истинная забота о другом, о его росте (Э. Фромм, А. Маслоу, Р. Мэй, др.). В Научной школе важно понимание позиции ее членов как способа реализации ценностей в пространстве этой школы.

Тьютор понимается сегодня в России как профессия (с 2008 года), как особая педагогическая позиция и как одна из институционализированных форм наставничества, представленная в образовании. Тьютор как наставник по самостроительству делает фокусировку во взамодействии с подопечным на развитие его потенциала, управление самим собой, творческом строительстве собственной жизни, то есть на развитие «селф-компетенций», означающих «навыки построения себя» и «культуру заботы о себе». Тьюторскую позицию может держать на себе не только тьютор, но и другой педагог, имеющий соответствующую подготовку.

С 2011 по 2021 годы в тьюторской магистратуре ДВФУ в процессе сопровождения студентов в роли руководителя магистерской программы и преподавателя происходило становление моей тьюторской позиции (сделано девять выпусков 90 магистров). В этот же период осуществлялась проба себя в качестве тьютора по сопровождению высокомотивированных студентов (2019-2020 уч. год, 10 студентов выбрали мой авторский проект «Свобода выбора в пространстве возможностей ДВФУ» в проекте «АЕНЕ» ДВФУ).

Продуктовые результаты проекта предъявлялись тьюторантами комиссии и включали в себя такие значимые подтверждения, как:

  • атлас карт, иллюстрирующий обогащение интересов, расширение личного образовательного пространства;
  • электронное портфолио личных достижений, фиксирующих динамику изменений и развития студента;
  • проекты индивидуального образовательного маршрута включения тьюторантов в научную деятельность через подготовку публикаций;
  • фиксацию проявленных инициатив и др.

На примере Е.В. Буланцевой, выпускницы тьюторской магистратуры 2013 года (в настоящее время сертифицированному МТА тьютору), можно проследить, как происходило экзистенциальное пробуждение в магистратуре; проектирование авторской тьюторской практики после прохождения обучения по программе дополнительного педагогического образования (АНО «АКМЕ»), которая сертифицирована экспертами МТА в 2019 году.

Как педагог с тьюторской позицией и человек, работающий в тот период в средней школе №77 по должности «тьютор», Евгения Владимировна стремилась удерживать три направления обсуждения каждого действия учащегося, соответствующих трем компонентам готовности к самообразованию:

  • Что я знаю о своем действии? (когнитивный уровень)
  • Что я умею? (практический уровень)
  • Зачем мне это, что это меняет? (личностный уровень)

Образовательное движение старшеклассника строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями. Содержанием проекта по существу является индивидуальный учебный план обучающегося, разработанный в соответствии с задачами получения желаемого образа будущего.

Цель педагога с тьюторской позицией – обеспечение ученика продуктивным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность связана прежде всего со способностью ученика находить возможно большее число вариантов поведения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь возможность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры. Это дает возможность соответствовать данной культуре и рефлексировать в ней. Главными принципами преподавания учителя становятся принцип творческой самодеятельности С.Л. Рубинштейна и принцип индивидуализации Т.М. Ковалевой.

Продукты творчества учеников Е.В. Буланцевой можно увидеть на площадке в Инстаграм https://www.instagram.com/bulantseva.evgeniia/

Тьюторская позиция педагога становится ценностно-смысловым основанием его действий, определяющим стратегию проектирования и расширения пространства пробы себя, своих возможностей, планирования шагов по достижению образа будущего как учеником, так и самим педагогом.

 

Руководитель Приморского регионального отделения МТА

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

dir007@mail.ru

Место работы:

  • к.п.н., доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, руководитель Дальневосточного регионального центра развития тьюторских практик.
  • Визитка РО Приморского края
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости