«ТЬЮТОРСКАЯ ПЯТИЛЕТКА» В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТЬЮТОРСКОЙ АССОЦИАЦИИ
 /  Приморский край / «ТЬЮТОРСКАЯ ПЯТИЛЕТКА» В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТЬЮТОРСКОЙ АССОЦИАЦИИ

«ТЬЮТОРСКАЯ ПЯТИЛЕТКА» В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТЬЮТОРСКОЙ АССОЦИАЦИИ

МОИ СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА: «ТЬЮТОРСКАЯ ПЯТИЛЕТКА»
У магистранта век недолог,
И потому так сладок он…

Мой путь в тьюторстве начался в ноябре далекого 2012 года, когда в конференц-зале Приморского краевого института развития образования  проходили авторские курсы профессора МПГУ Татьяны Михайловны Ковалевой «Тьюторство как эффективная практика индивидуализации образовательного процесса в условиях новых ФГОС». Тогда же познакомилась с замечательным Человеком, Тьютором, Наставником, Навигатором – Тамарой Ивановной Боровковой – неутомимым энтузиастом, которая вдохновила меня на дальнейшую  творческую деятельность на ниве тьюторства.

 

Пройдя курс обучения, сразу возникла масса вопросов: с чего начать, как разрабатывать индивидуальные образовательные траектории, как педагогу приобрести тьюторские компетенции, как все это внедрять в учебный процесс и т.д. А потом были значимые для меня места, события, люди, обретение новых смыслов, образовательные интенсивы, вебинары от Международной школы практической педагогики, разнообразные программы обучения по тьюторской тематике, и – как результат – поступление в тьюторскую магистартуру ДВФУ! Но обо всем по порядку.

 

В декабре того же 2012 г. вступила в члены Межрегиональной тьюторской ассоциации, а уже через год, осенью 2013 года во время очередного визита Татьяны Михайловны Ковалевой задалась проблемой тьюторского сопровождения для студентов заочной формы обучения в процессе подготовки к сдаче государственного экзамена и защите выпускной квалификационной работе. Так у меня появились мои первые тьюторанты.

 

Летом 2014 г. состоялось самое значимое событие моей «тьюторской пятилетки»: в ДВФУ на Русском острове походил Тихоокеанский университете тьюторства (ТУТ-2014) и обучение по программе повышения квалификации «Использование тьюторства в деятельностных моделях образования». Я провела на острове две незабываемые недели, познакомилась с замечательными людьми и разработала систему оценки тьюторской деятельности совместно с Президентом Тьюторсокй ассоциации Украины Сергеем Ветровым. Наша владивостокская делегация была в полном восторге от знакомства с Ладочкой Лазаревой – руководителем центра «Наш Лад», мы все буквально заразились ее обаянием, оптимизмом и мастерством!

 

В течение следующего учебного года апробировала и стала использовать индивидуальные образовательные программы и модули в своей педагогической деятельности на базе кафедры менеджмента Школы экономики и менеджмента ДВФУ.

 

2016 г. также был насыщен событиями, главными из которых стали дистанционное обучение на курсах «Тьютор в области финансовой грамотности»  и разработка практики индивидуализации и тьюторства «Тьюторское сопровождение учебной практики студентов-менеджеров», соответствующей корпоративному стандарту МТА. Были разработаны модули прохождения учебных практик и сопутствующее учебно-методическое сопровождение.

 

2017 год стал поворотным на моем тьюторсоком пути. В феврале ДВФУ посетила Президент МТА Татьяна Михайловна Ковалева в рамках программы Visiting Professor и было организовано первое организованное профессиональное погружение сотрудников ДВФУ в мир тьюторства. Благодаря этому более 70 человек прошли обучение в рамках программы повышения квалификации «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности». Весной были получены первые результаты по своей практики индивидуализации, и уже  в рамках Летнего университета тьюторства-2017 она прошла экспертизу, получила положительное экспертное заключение и была рекомендована для тиражирования на федеральном уровне (на основании решения Правления МТА).

 

И вот самый ответственный шаг – летом 2017 года, собрав свои достижения и активности в портфолио, поступила в психолого-педагогическую магистратуру ДВФУ, на профиль «Тьюторское сопровождение в образовании».

 

Про нашу магистратуру хочется сказать особо. Представьте себе тихий район в центре города на улице Алеутской, светлый дом со стеклянной витражной крышей, где на пятом этаже располагается наша магистратура, а на нижних – читальные залы и аудитории Научной библиотеки ДВФУ. Здесь всегда тепло и уютно, причем не только внешне. В большой, светлой и очень любимой нами аудитории №501 каждый магистрант открывает для себя новые смыслы и прирастает новыми знаниями. Здесь во время занятий интересно учиться, а на перемене – в душевной и уютной компании пить чай с домашними пирогами и общаться с коллегами!

 

Что представляет собой процесс обучения в магистратуре? Это лекции профессора Михаила Николаевича Невзорова и «тьюторские посиделки» в его профессорской избе, встречи и беседы с Тамарой Ивановной Боровковой, ценные консультации с моим научным руководителем Татьяной Дмитриевной Лавриненко, ежегодная научно-практическая конференция по человекоразмерному образованию, театр «Экзистенциал», проектная деятельность, наполненная духом творчества и свободы, первые профессиональные пробы,  ценностно-смысловые приращения, погружение в профессиональную среду, создание образа будущего – этим пронизана атмосфера нашей магистратуры. И еще мы научились рефлексировать, ставить для себя сверхзадачи, грандиозные цели. И достигать их!

 

Наша академическая группа по-настоящему стала нашей второй и большой дружной семьей, в которой я уже второй год с великим удовольствием и чувством ответственности исполняю обязанности старосты. Очень рада за своих коллег по группе, которые активно включились в тьюторскую деятельность, стали членами Межрегиональной тьюторской ассоциации и каждый день готовы брать новые высоты вдохновенного, творческого труда!

 

А с этого года я также стала и тьютором для магистрантов-первокурснков. Как замечательно, что ими был очень востребован наш проект по преодолению трудностей обучения! Я с огромным удовольствием присутствовала на их организационно-деятельностной игре, отвечала на интересующие вопросы и в полной ощутила себя наставником для тех, кто делает первые шаги в мире тьюторства. Удачи Вам, коллеги и будущие мастера своего дела!

 

… А в профессорской избе живет кот Василий. И он тоже  мой тьюторант! Как замечательно, что можно приехать на консультацию к Михаилу Николаевичу и немного «потьюторить» Васеньку!

 

Мои публикации по опыту тьюторского сопровождения:

 

  1. Тьюторское сопровождение студентов экономических специальностей в процессе подготовки к сдаче государственного экзамена и защите ВКР// Успехи современного естествознания. 2014. №. 10. С. 84-85.

https://elibrary.ru/item.asp?id=21961720

  1. Подходы к составлению индивидуальной образовательной программы как инструмента тьюторского сопровождения студента высшего учебного заведения // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №12-3. С. 412-413. https://elibrary.ru/item.asp?id=25013516
  2. Гуремина Н.В. Внедрение технологий индивидуализации и тьюторского сопровождения в учебный процесс высшей школы // «Современные образовательные технологии: Монография». Новосибирск, 2017. С. 12-29.https://elibrary.ru/item.asp?id=3000157
  3. Гуремина Н.В., Кравец Б.И. Образовательная среда вуза как фактор формирования и развития творческих компетенций студентов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т.8. №10-2. С.30-39. https://elibrary.ru/item.asp?id=29677558
  4. Гуремина Н.В. Формирование творческих компетенций преподавателя вуза в условиях информационной образовательной среды // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т.8. №12-2. С. 120-127. https://elibrary.ru/item.asp?id=32245965
  5. Гуремина Н.В. Организация студенческих практик на основе тьюторского сопровождения в открытой образовательной среде // В сборнике «Образование и педагог в условиях информационного социума: взгляд из будущего». –  Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Владивосток: Изд-во ДВФУ. 2017. С. 130-131.https://elibrary.ru/item.asp?id=34988762
  6. Тьюторское сопровождение творческой деятельности студентов как ресурс личностного развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 1-2. С. 54-62.https://elibrary.ru/item.asp?id=32853590
  7. Белан Н.В., Гуремина Н.В. Тьюторский инструментарий как средство развития одаренности обучающихся // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 4-2. С. 33-42. https://elibrary.ru/item.asp?id=35090014

 

 

С пожеланиями удачи,

Гуремина Нонна Викторовна –

магистрант 2-го года обучения психолого-педагогического направления Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, член МТА

г. Владивосток

 

Руководитель Приморского регионального отделения МТА

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

dir007@mail.ru

Место работы:

  • к.п.н., доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, руководитель Дальневосточного регионального центра развития тьюторских практик.
  • Визитка РО Приморского края
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости