Среда
21 ДекЦифровые инструменты личностно-ресурсного картирования студентов-психологов
Гуремина Нонна Викторовна, к.г.н, доцент, сертифицированный тьютор МТА
С осени 2021 г. на базе кафедры общей и профессиональной психологии ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского» я веду курсы «Информационные технологии в психологии» и «Компьютерные методы в психодиагностике». В процессе освоения курсов наши студенты-психологи успешно осваивают цифровые технологии на основе личностно-ориентированного обучения и создают личностно-ресурсные карты с помощью технологии интеллектуального картирования (майндмэппинга).
Создание интеллект-карт (от англ. «mind map» – ментальная карта) – это техника визуализации мышления, которая позволяет фиксировать и обрабатывать информацию. В классических версиях основная мысль или идея отображается в центре ментальной карты, а все дополнительные – вокруг.
Личностно-ресурсная карта как совместное средство работы тьютора и тьюторанта содержит в себе:
– пространственную топику: места интересов, ресурсы, события;
– векторность: навигация, маршруты реализации, приоритетные задачи;
– масштаб: приоритетные задачи, пространство и время их реализации.
Методика личностно-ресурсного картирования также активно используется в психологии.
Можно выделить несколько типов ресурсных карт:
– карта интересов: области интересов, их направленность, эмоциональное проявление познавательных потребностей личности;
– карта ценностей: развитие мышления, деятельности, свободы, индивидуализации;
– карта проектных идей, изменений: проблема – действие (социальный эксперимент, проект, модель и др.);
– карта способов: типы деятельности (исследование, изучение, освоение технологии, конструирование, проектирование, управление);
– карта результатов: структуры, проекты, цели и итоги их достижения.
Универсальной картой является карта интересов. Она может использоваться в любых ситуациях и под разные цели. Алгоритм работы с картой включает:
– обнаружение и актуализацию интереса;
– перевод обоснования интереса в сферу деятельности;
– рефлексию интереса и фиксацию направлений его реализации;
– выстраивание образовательной стратегии;
– самоопределение в личностном росте.
Визуально карта интересов может быть представлена различными средствами арт-терапии, графической схемы, алгоритмической схемы и др.
В процессе построения личностно-ресурсных карты нами были освоены следующие сервисы:
https://www.canva.com/ (с 2022 г. – доступ через VPN)
Примеры личностно-ресурсных карт студентов: