Цифровые инструменты личностно-ресурсного картирования студентов-психологов
 /  Приморский край / Цифровая среда. Вопрошание / Цифровые инструменты личностно-ресурсного картирования студентов-психологов

Цифровые инструменты личностно-ресурсного картирования студентов-психологов

Гуремина Нонна Викторовна, к.г.н, доцент, сертифицированный тьютор МТА

С осени 2021 г. на базе кафедры общей и профессиональной психологии ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского» я веду курсы «Информационные технологии в психологии» и «Компьютерные методы в психодиагностике». В процессе освоения курсов наши студенты-психологи успешно осваивают цифровые технологии на основе личностно-ориентированного обучения и создают личностно-ресурсные карты с помощью технологии интеллектуального картирования (майндмэппинга).

Создание интеллект-карт (от англ. «mind map» – ментальная карта) – это техника визуализации мышления, которая позволяет фиксировать и обрабатывать информацию. В классических версиях основная мысль или идея отображается в центре ментальной карты, а все дополнительные – вокруг.

Личностно-ресурсная карта как совместное средство работы тьютора и тьюторанта содержит в себе:

– пространственную топику: места интересов, ресурсы, события;

– векторность: навигация, маршруты реализации, приоритетные задачи;

– масштаб: приоритетные задачи, пространство и время их реализации.

Методика личностно-ресурсного картирования также активно используется в психологии.

Можно выделить несколько типов ресурсных карт:

– карта интересов: области интересов, их направленность, эмоциональное проявление познавательных потребностей личности;

– карта ценностей: развитие мышления, деятельности, свободы, индивидуализации;

– карта проектных идей, изменений: проблема – действие (социальный эксперимент, проект, модель и др.);

– карта способов: типы деятельности (исследование, изучение, освоение технологии, конструирование, проектирование, управление);

– карта результатов: структуры, проекты, цели и итоги их достижения.

Универсальной картой является карта интересов. Она может использоваться в любых ситуациях и под разные цели. Алгоритм работы с картой включает:

– обнаружение и актуализацию интереса;

– перевод обоснования интереса в сферу деятельности;

– рефлексию интереса и фиксацию направлений его реализации;

– выстраивание образовательной стратегии;

– самоопределение в личностном росте.

Визуально карта интересов может быть представлена различными средствами арт-терапии, графической схемы, алгоритмической схемы и др.

В процессе построения личностно-ресурсных карты нами были освоены следующие сервисы:

https://www.canva.com/ (с 2022 г. – доступ через VPN)

https://coggle.it/

https://www.xmind.net/

https://www.mindomo.com/ru/

https://www.diagrams.net/

Примеры личностно-ресурсных карт студентов:

Александра М.

Валентина Т.

Валерия П.

Дарья Б.

Руководитель Приморского регионального отделения МТА

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

dir007@mail.ru

Место работы:

  • к.п.н., доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, руководитель Дальневосточного регионального центра развития тьюторских практик.
  • Визитка РО Приморского края
  • Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

    Вадим Евгеньевич Карастелев

    Вадим Евгеньевич Карастелев

    Кандидат политических наук, доцент дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, со-координатор сетевого сообщества «Лаборатория интерактивного вопрошания» Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК

    e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости