Самообразовательная компетенция в формировании тьюторской позиции учителя
 /  Приморский край / Самообразовательная компетенция в формировании тьюторской позиции учителя

Самообразовательная компетенция в формировании тьюторской позиции учителя

Зарубина Екатерина,
студентка магистратуры “Тьюторское сопровождение индивидуальной траектории обучающегося” Школы педагогики ДВФУ.

Современное образование требует от учителей не только предметных знаний, но и высокой самообразовательной компетенции. Сегодняшние тенденции требуют от педагога не только обучать, но и постоянно совершенствовать свои знания, адаптироваться к изменениям, помогать ученикам развиваться в сложных условиях образовательного процесса. Самообразовательная компетенция становится важной не просто для профессионального роста преподавателя, но и для создания продуктивной образовательной среды, в которой ученики могут чувствовать себя уверенно и быть готовыми к обучению.
Как наставник я понимаю, что ученики ждут от меня не только знаний, но и общения, а также примеров из опыта моей практической деятельности, именно это формирует общую работу, основанную на доверии и взаимопонимании, задача наставника — создавать условия, в которых ученик может почувствовать себя безопасно, не бояться задавать вопросы и совершать ошибки, что является неотъемлемой частью процесса обучения.
Обучаясь на первом курсе магистратуры «Тьюторское сопровождение индивидуальной траектории обучающегося», я поняла, что профессия тьютор более близка мне. Тьютор сосредоточен на индивидуальном подходе к каждому, направляет учеников в освоении материалов, помогает формировать навыки критического мышления и саморегуляции, что особенно актуально в условиях быстроменяющегося информационного пространства. Тьюторство требует не только глубоких познаний, но и проявления эмпатии к каждому ребенку, умения поддержать и направить ученика, когда тот сталкивается с трудностями, сопровождать его при выходе из трудностей. В этом контексте самообразовательная компетенция педагога оказывается решающим фактором, позволяющим ему гибко реагировать на потребности учеников и адаптировать свой подход.
Сегодня многие учащиеся сталкиваются с периодами стресса и перегрузки из-за высокой учебной нагрузки, неопределенности и нестабильности. Как начинающий тьютор, я вижу свою роль в создании безопасной и поддерживающей среды, когда каждый ученик может обсудить свои сомнения и трудности. Важно не только объяснять материал, но и уметь вовремя заметить, когда ученику нужна помощь, когда он испытывает тревогу или чувство неуверенности. Я стараюсь активно слушать, задавать открытые вопросы и развивать навыки саморефлексии у своих учащихся, чтобы они могли лучше понять свои чувства и переживания.
Во время уроков я стараюсь использовать методики активного обучения, которые способствуют вовлечению учеников в учебный процесс – включаю групповые обсуждения, проектные работы и активные игровые элементы, которые делают занятия более увлекательными и запоминающимися. Когда ученики активно участвуют в процессе обучения, у них появляется возможность задавать вопросы, обмениваться мнениями и обсуждать свои идеи и мнения с другими, что значительно расширяет их горизонты и укрепляет взаимопонимание. Также я стараюсь создать ученикам атмосферу, в которой они не боятся ошибаться, могут воспринимать неудачи как естественный процесс обучения – это важно, поскольку многие ученики страдают от перфекционизма и страха перед критикой. Я постоянно подчеркиваю важность процесса, уделяю внимание тому, как именно можно извлечь уроки из своих ошибок и искать альтернативные пути решения поставленных задач, анализировать, осмысливать и задавать вопросы — всё это развивает критическое мышление и способности к решению проблем.
На классных часах проводим регулярные беседы о целях, которые ставят перед собой ученики. Сегодня им это особенно важно не только для определения того, чего они хотят достичь, но и для того, чтобы помочь им выработать стратегию, позволяющую добиваться этих целей, и я всегда поощряю и сопровождаю учеников при формулировании личных и учебных целей, при разработке планов действий и фиксации индивидуального прогресса, что повышает их ответственность за собственное обучение и помогает развивать навыки самоорганизации и управления временем.
Сегодня я с уверенностью могу сказать, что моя самообразовательная компетенция имеет важное значение для формирования тьюторской позиции учителя, проявляющейся в организации качественной образовательной среды, в которой сопровождение учащихся может стать основой для их развития. Благодаря отчетливому пониманию задач тьюторского сопровождения своих учеников, умению их поддержать и направить, я могу не просто передавать знания, но и формировать уверенность ребят в своих силах, помогать им в преодолении жизненных трудностей и быть готовыми к любым вызовам

Related Posts

Руководитель Приморского регионального отделения

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Место работы и должность:
К.пед.н., доцент, доцент Департамента педагогики и психологии развития Школы педагогики ДВФУ, руководитель Дальневосточного Центра развития тьюторских практик (ДВЦРТП) Приморского РО. Федеральный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства.
Профессиональные интересы:
1. Тьюторская компетентность преподавателя высшей школы
2. Тьюторское сопровождение самообразовательной деятельности студентов
3. Тьюторское сопровождение иностранных студентов в поликультурной среде университета.
4. Гуманитарная экспертиза педагогических практик, включая экспертизу в сфере индивидуализации и тьюторства.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости