Понедельник
21 СенВыбирать нельзя не выделяться
Мы, взрослые люди – родители, учителя – часто видим, насколько трудно выпускникам школы определить свое профессиональное будущее, как многие из них вообще трудно выбирают, не находят оснований для выбора, не принимают последствия выбора. Нужно ли учить школьников выбирать? Если да, то как и когда? Вот об этом мои размышления с опорой на имеющуюся педагогическую и управленческую практику.
Современный мир устроен так, что в нем нужно все время что-то и кого-то выбирать. Если говорить о старшекласснике (а я работаю в Новом образовательном центре – Автономной школе для старшеклассников, где учатся около 450 десятиклассников и одиннадцатиклассников), то это выбор перспективной профессии или специальности из множества профессий, выбор соответствующего вуза, а для подготовки к этому выбор содержания (какие предметы, на каком уровне, какого профиля) и форм получения образования на старшей ступени школы. Дальше – выбор вариантов построения себя как профессионала и т.д. и т.п. Но охотно ли, со вкусом ли выбирают наши ученики? Умеют ли они это делать? Чаще мы наблюдаем отсутствие у школьника практики выбора и соответственно желания этот выбор делать. Сподвигает ли школа, как одна из сред, где обитают наши дети, к необходимости выбирать и развивать в себе такую компетентность, так, кажется, необходимую в современном мире?
В последнее время в педагогический обиход вошли такие понятия, как hard- и softskills, профессиональные навыки и «мягкие» общеучебные навыки. Об этом много пишут и говорят, рекомендуют и советуют. Но, на мой взгляд, школе крайне важно заниматься вопросом формирования школьниками компетентности выбора как одного из selfskills (навыков «самости») которые включают самообразование, самоопределение, самоорганизацию личности в свете ее саморазвития (трактовка Т.М. Ковалевой[1]). Необходимо создавать для подростков ситуации, провоцирующие их на осуществление выбора и принятие образовательного решения, проектирование собственного будущего, создание индивидуальных уникальных образцов образовательной деятельности. Постановка и акцентирование проблем развития «самости», проектирования обучающимся своего будущего требуют по-иному подойти к формированию содержания образования, нацеленного на прояснение ценностей и смыслов жизни подрастающего поколения.
Школа, я считаю, может сознательно влиять на процесс формирования умения школьников «выбирать». Взрослым важно сформировать особую образовательную среду, в которой каждый имеет право выбрать свое содержание, свое наиболее важное образовательное направление, сделать свой шаг развития. Образовательное пространство должно быть максимально вариативным и открытым. В современной школе увеличивается число направлений обучения, появляются новые образовательные технологии, возникают новые образовательные продукты на стыке предметных областей. Все это позволяет школам создавать различные образовательные предложения и варианты их соорганизации. При современном взгляде на образование каждый элемент социальной и культурной среды как внутри школы, так и за ее пределами имеет образовательные функции. Открытость образовательной среды заключается в формировании осознанного заказа обучающегося на собственный процесс образования и использовании различных образовательных возможностей, в т.ч., за пределами школы. Осознанность в данном случае есть умение видеть различные предложения школы как ресурсы для своего индивидуального развития. Именно такая образовательная среда провоцирует школьников учиться делать выбор.
Еще одна важная характеристика образовательного пространства старшеклассника – наличие процесса образовательной рефлексии, то есть осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо совершить множество проб, проанализировать их и их эффекты, осознать свои возможности и образовательные перспективы.
В нашей школе накоплен определенный опыт работы по формированию компетентности выбора старшеклассниками.
Новый образовательный центр (НОЦ) – автономная школа для старшеклассников осуществляет муниципальный набор в 10 класс и реализует обучение на основе Индивидуальных учебных планов (ИУП). Для нас актуально проведение в начале учебного года образовательного события, направленного на проектирование старшеклассниками собственного будущего и подбор ресурсов НОЦ для его достижения. Мы назвали его Открытый университет старшеклассников. По итогам этой первой недели у каждого поступившего в НОЦ появляется свой ИУП.
Осмысление старшеклассниками своего будущего организовано через создание Ленты времени. Каждый выбирает временной промежуток, в котором он способен в данный момент представить себя, и оформляет свое представление о будущем (где я живу в это время? чем я занимаюсь? какой я?). На этом этапе взрослым, сопровождающим процесс, важно оценить степень осмысленности выбора подростка и основания этого выбора. Часто старшеклассники используют внешние основания выбора – престиж профессии, оплата труда, из внутренних оснований – личный интерес. Большинство не задумываются, как проверить эффективность своего выбора, как планировать следующий выбор и т.д., что только подтверждает тезис о необходимости формирования умения выбирать.
Построение проекта собственного образования предполагает осмысление старшеклассником связи его будущего и настоящего, понимание того, как его представление о будущем связано с тем, что он делает сейчас (не обязательно только в школе), готовится ли он к своему будущему. Мы предлагаем каждому подростку сформулировать вопрос, который у него появляется сейчас относительно своего будущего с позиции образования. Итог – появление у старшеклассников вопросов и запросов к образованию в НОЦ. Поиск ответа на свой вопрос – основание для совершения первого выбора в образовательном пространстве Открытого университета старшеклассников, обоснованного и связанного с их индивидуальным образованием. Чтобы максимально обеспечить запросы обучающихся, организована одновременная работа 9 площадок, при этом у каждого старшеклассника есть возможность посетить только одну из них, им важно выбрать только один свой вопрос и только одну площадку для поиска ответа. Например, если вопрос про дальнейшее образование – работает площадка «Перспектива», где ребята знакомятся с сайтами вузов. Если вопрос про себя, то на площадке «Intalent.pro» на основе компьютерного тестирования искусственный интеллект даст рекомендации по выбору профессии. На площадке «Профессии будущего» можно узнать о содержании деятельности разных профессий в настоящем и будущем и найти ответы на свои вопросы об особенностях выбранной профессии. Если вопрос про навыки, необходимые для той или иной профессиональной деятельности, то работает площадка «Soft skills», где ребята могут прокачать свои навыки. Работа каждой площадки заканчивается обсуждением – удалось ли найти ответ на свой вопрос и что еще важно сделать в этом направлении.
Проект собственного образования (в нашем случае – ИУП) – это соорганизация различных образовательных предложений в культуре выбора. Старшекласснику должны стать очевидны ресурсы школы для его профессионального самоопределения и развития. В нашей школе представлены все 5 профилей обучения, внутри каждого профиля выделены до 8 направлений обучения. После знакомства с учебным планом школы, подростки выбирают 2 профильных факультета для дальнейшей работы, формулируя тем самым свой запрос на профильную пробу. Как правило, факультет в первом потоке ребятам выбрать легко – он связан с той профессией, которую они зафиксировали в своей ленте времени. Выбор второго факультета – это выбор «запасного» образовательного маршрута для подростка, и в этой ситуации хорошо определяются второстепенные основания выбора, обычно это способности к изучению отдельных предметов, советы родителей, пример известных людей, возможность путешествовать и т.д.
В рамках работы факультетов проходят профильные пробы в деятельностном формате с опорой на общеучебные навыки – «Суд над учебником обществознания», «Репортаж с места событий» и т.д., они позволяют ребятам понять структуру профиля обучения, приобрести опыт специально-научной деятельности, проживания различных социальных ролей, работы в команде и другое. На основании рефлексии пробных действий старшеклассники делают выбор профиля и направления обучения, фиксируют свой выбор в Индивидуальном учебном плане.
Проект собственного образования старшеклассника направлен на его личностное и профессиональное развитие. Размышляя по теме «для достижения образа будущего мне не хватает…», старшеклассники формулируют свои ближайшие задачи для достижения образа будущего. Как правило, они связаны с развитием профессионально-значимых метапредметных и личностных качеств. Задачи – это запрос к школе на дополнение учебного плана другими видами образовательной деятельности.
На основании своих задач для достижения образа будущего старшеклассники выбирают метапредметную лабораторию и мастерскую по внеурочной деятельности для прохождения пробы в пространстве Университета. Как всегда, предложение избыточно – выбрать нужно из 12 лабораторий и 8 мастерских, которые ведут учителя школы, представители наших партнеров – вузов, колледжей, организаций дополнительного образования, предприятий города. В том случае, если для решения задач старшеклассника недостаточно ресурсов НОЦ, организованы индивидуальные тьюторские консультации для подбора ресурсов за пределами школы, в том числе, в цифровом пространстве.
В ходе рефлексии пробных действий школьники соотносят ресурсы НОЦ со своими ближайшими задачами, впервые оценивают эффективность своего выбора для решения поставленных задач, фиксируют свой выбор элективных курсов и клубов внеурочной деятельности в Индивидуальном учебном плане.
Результатом Открытого университета старшеклассников является защита образовательного решения, которое должно быть обосновано, взаимосвязано с будущим, обеспечено прежде всего ресурсами школы. Таким образом, в рамках Университета десятиклассник получает индивидуальный опыт проектирования своего образования, подбора ресурсов образовательной среды для достижения собственного будущего в культуре выбора. В процессе рефлексии происходит осмысление старшеклассниками важности субъектной позиции по отношению к своему образованию.
В целом, в рамках Университета в течение 1 недели старшеклассник делает от 5 до 8 организованных выборов, спровоцированных взрослыми организаторами, и большое количество индивидуальных самостоятельных выборов.
Опыт проведения таких событий, как Открытый университет старшеклассников, доказывает возможность формирования в старшей школе компетентности выбора путем создания избыточной и открытой образовательной среды, провоцирующей старшеклассника неоднократно делать выбор с опорой в большей степени на внутренние, а не на внешние основания, проверять эффективность своего выбора соответствием образу будущего, планировать следующий выбор, осознавать все ресурсы образовательной среды для своего выбора.
Но работа в этом направлении стала бы эффективнее, если бы начинать ее раньше, возможно, на предыдущих ступенях образования в адекватных форматах.
Главное, ответить самим себе на вопросы – почему и для кого это важно и ценно? Возможно, нужнее молодой человек с другими характеристиками? Дисциплинированный, исполнительный, не задумывающийся на тем «как лучше» или «как эффективнее»? Тот, что «пойдет по лыжне», тщательно и трепетно соблюдая и исполняя профессиональные и иные нормы, а не проектируя и/или выбирая новый?
Но это тоже выбор! И выбор осмысленный! Что вы думаете?
Юлия Максумовна Неволина,
г. Чайковский Пермского края
[1] Татьяна Михайловна Ковалева – заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ, доктор педагогических наук, профессор, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации