Второй кейс. Как рождается структура работы тьюторской службы?
 /  Пермский край / Второй кейс. Как рождается структура работы тьюторской службы?

Второй кейс. Как рождается структура работы тьюторской службы?

Продолжаем публикацию управленческого опыта создания тьюторской службы в школе Мастерград города Перми. Автор кейсов – заместитель директора школы Яковлева Ирина Викторовна предлагает свои размышления и вопросы для обсуждения.

В кейсе описана деятельность тьюторской службы Мастерграда за два года, приведены сформировавшиеся нормы работы тьюторов, сформулированы проблемы, приведшие к постановке задачи построения структуры службы.

Начало. Тьюторская служба создана. Это решение администрации и выбор педагогов принять участие в новой проектной деятельности, освоении новой роли, нового функционала. Было принято решение поощрять работу тьюторов через стимулирующие выплаты по факту участия учителей в проводимых мероприятиях. Балл за такую работу был установлен выше, чем за публикацию в полиграфическом варианте. По умолчанию куратором группы стала я, в настоящее время являюсь куратором экспериментальной работы школы по внедрению новых образовательных практик.

Первое совещание было посвящено обсуждению пространства выбора в школе и возможных точек работы тьюторов. Это очень важный момент, так как он демонстрирует первую сложившуюся норму в деятельности службы – это событийность деятельности. Что такое событийность для нас? В школе существуют многие процессы, формируется пространство выбора для учеников (именно в учебном процессе, мы не говорим о внеурочном пространстве). Так, в 5-6 классах реализуется поточно-групповое обучение (ПГО), краткосрочные курсы; в 7 классах – ПГО и образовательные студии; в 8 классах – ПГО и проект «Учебные проекты», направленный на развитие проектных умений школьников.  И каждый процесс на каждой параллели заканчивается в каждом триместре тем или иным событием: выставка продуктов краткосрочных курсов, презентация результатов деятельности в поточной группе или публичная защита своих проектов.

Все перечисленные выше процессы предполагают принятие школьником того или иного образовательного решения.  Как показывает практика, процедуры выбора бывают детям и особенно их родителям не понятны, а результат или следствие/эффект вообще скрыт. Все участники тьюторской группы понимают необходимость обсуждения с детьми таких событий. Было принято решение о концентрации внимания тьюторов на процессах, связанных с поточно-групповым обучением и проведением краткосрочных курсов. В ходе обсуждения появился список точек встреч: рефлексия участия в краткосрочных курсах. Такой выбор связан с установкой на пробу деятельности, ведь несколько человек в группе только что прошли курсы повышения квалификации у М.В. Тюминой, у кого-то случился перерыв в тьюторской практике, а несколько человек только решили узнать, что такое.

Вторая норма, появившаяся в ходе работы, связана с постепенностью введения тьюторского сопровождения и пресечение попыток объять необъятное. В нашей школе практически на любой параллели учится около 200 школьников. Охватить даже одну параллель с неокрепшими тьюторами достаточно сложно. Поэтому было принято решение организовать работу с двумя пятыми классами. Пятый класс, в нашем понимании, будет той параллелью, где происходит первая встреча учащихся с тьюторами. Как выбрали классы? На этой параллели были сформированы два уникальных класса, которые получают дополнительное образование по архитектурному и техническому направлению. Именно с ними и решено было начать работать. Так сложилось, что из всех тьюторов с этими классами не работал никто, кроме одного человека – педагог был классным руководителем одного из классов. Поэтому на момент знакомства с тьюторской позицией детям было поставлено условие выбора тьютора – своего классного руководителя не выбирать.

Третья норма – предварительное обсуждение всех точек контакта тьютора с учащимися и совместная разработка порядка действий. Курсовая подготовка учителей по тьюторскому сопровождению не прошла даром. Была разработана игра «Выбор тьютора». Авторы поделились разработкой с коллегами, провели обсуждение алгоритма. Именно с нее и было принято решение начать. К методической разработке был добавлен примерный сценарий первой беседы тьютора с группой.

В первый год работы стало понятно, что тьюторской группой должен руководить отдельный человек, не являющийся администратором школы. Необходимо планировать встречи проектной команды, договариваться об изменении расписания, рассылать и собирать информацию, представлять интересы группы перед администрацией, оформлять идеи работы в тексты, проводить не только проектные, но и обучающие встречи, и многое другое. Такой функционал был предложен одному из педагогов. После получения предварительного согласия кандидатура руководителя проектной группы была представлена коллективу. Итак, в ходе первого года работы тьюторской группы оформилась позиция ее руководителя – Александры Николаевны Гальцевой.  Это был тот первый учитель, прошедший курсовую подготовку по тьюторству, молодой специалист, желающий работать и интересующийся различными аспектами педагогической деятельности. Человек, пришедший работать в школу после окончания классического университета. Один из немногих в школе, у которого нет классного руководства.

Внешняя позиция. Коллективу тьюторской группы повезло. Мы живем в городе Пермь, где реализуется много проектов по тьюторству. Так, в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете существует тьюторский центр, в Институте развития образования Пермского края проводит курсы повышения квалификации Марина Владимировна Тюмина, руководитель Пермского регионального отделения МТА и руководитель научно-методического проекта «Система тьюторского сопровождения элективных образовательных практик как инструмент подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения» краевых апробационных площадок по реализации ФГОС ООО, и работает АНО ДПО «Сетевой институт ПрЭСТО» под руководством Марии Александровны Мансветовой. Нашу команду сопровождает Радик Азгамович Губайдуллин, представитель ПрЭСТО. Без внешнего научного сопровождения, критического осмысления работы невозможно выстроить качественный процесс сопровождения школьников. Так как коллектив тьюторской службы сложился, то встал вопрос о профессиональной переподготовке педагогов. В настоящее время шесть человек официально получают новую профессию в АНО ДПО «Сетевой институт ПрЭСТО». Такое обучение позволяет своевременно вносить коррективы в работу тьюторской службы.

Деятельность. Тьюторская служба начала свою работу с проведения рефлексивных тьюториалов у пятиклассников, продолжили эту работу с шестыми классами. При проведении одного из внутришкольных проектов с учащимися 8-х классов стало понятно, что и здесь нужна работа тьюторов. Но школа в принципе не стоит на месте! У нас сформировался еще один проект «Новая старшая школа», который нацелен на построение субъектной деятельностной модели обучения для старшеклассников. И здесь без тьюторов не обойтись. В данном проекте позиция тьютора среди всех взрослых позиций является ключевой и системной. В настоящее время происходит формирование новой нормативной основы деятельности тьюторской службы. Руководителем службы стал Р.А.Губайдуллин (внешняя позиция), заместителем руководителя – А.Н.Гальцева (внутренняя позиция).

Сейчас тьюторское сопровождение выглядит так: 1) рефлексивные тьюториалы по краткосрочным курсам в пятых-шестых классах; 2) сопровождение процедуры выбора и рефлексии образовательных студий в седьмых классах; 3) сопровождение процедуры выбора и рефлексии проектных работ учащихся восьмых классов, 4) сопровождение десятиклассников (ежетриместровое формирование индивидуальных учебных планов, выбор и рефлексия элективных курсов, заказ профессиональных проб, сопровождение проектной деятельности).

Таким образом, практически на каждой параллели основной школы учащийся встречается с тьюторской позицией, сопровождающей то или иное событие: краткосрочный курс, образовательную студию, учебный проект. В старшей школе сопровождение носит более индивидуальный характер и тьютор работает системно со всеми образовательными процессами, с которыми сталкивается ученик.

Возникло деление тьюторов по ступеням образования. Часть педагогов работали только в основной школе, а часть была занята и в основной и в старшей. Появилось понимание сопровождения различных процессов: рефлексии выбора в 5-6 классах; сопровождение студий в 7 классах; сопровождение проектной деятельности в 8 классах; отдельные процессы в 10 классе – сопровождение формирования индивидуального учебного плана, выбора элективного курса, конструирования профессиональной пробы, сопровождение проектной деятельности (в том числе в онлайн режиме).

Проблемы. Во всех процессах участвуют одни и те же учителя. Часть проблем возникла сразу, в  первый год деятельности тьюторской службы. И они вовсе не связаны с оплатой. В какой-то момент у педагогов был потерян интерес к тьюторской работе. Это было заметно и по встречам тьюторской службы: график краткосрочных курсов известен, дата тьюториала определена, понимание как проводить беседу у всех есть. Как показал дальнейший анализ ситуации, а точнее сопоставление с проектом по старшей школе, если практики мало, нет вопросов у педагогов, не возникает каких-то непонятных или наоборот очень понятных (для тьютора!) и смешных ситуаций, если работа фрагментарна, то и пропадает интерес.

Появился целый ворох и других проблем: много вопросов по новым проектам; никто не отменял предметную нагрузку; появились ситуации нарушения информационных потоков; несмотря на всю значимость обучающих встреч, часть педагогов не успевали их посещать; часть тьюторов не приходили на совещания, где обсуждались типичные ситуации, а затем эти вопросы возникали вновь; проблема разделения функционала тьютор/куратор/руководитель; недопонимание новых образовательных форм в рамках складывающейся модели старшей школы.

Начал проявляться хаос. Значит, нужно остановиться и провести рефлексию.

Вопросы

В начале работы тьюторской службы не была сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая ее деятельность. Как Вы действовать в такой ситуации?

Можно ли сосредоточиться на тьюторском сопровождении одного процесса в школе?

Как поступить если нет возможности привлечь к системной работе с тьюторами внешнего специалиста?

Нужна ли структура тьюторской службы? Возможно ли другая структура, отличная от нашей?

Какова роль администрации в деятельности тьюторской службы?

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Зюрина Татьяна Анатольевна

Зюрина Татьяна Анатольевна

september2@yandex.ru

Образование:

  • Пермский государственный педагогический университет, исторический факультет. Московский городской педагогический университет, магистерская программа «Тьюторство в цифровой образовательной среде»

Место работы:

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Ал. Кирьянова» г. Чайковский

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования и технологии интерактивного вопрошания
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости