Четверг
23 АпрВозможности новых форматов подготовки
21.04.202 состоялось он-лайн заседания Чайковского «Т-клуба». Основной вопрос, который обсуждался – что происходит с индивидуализацией в условиях дистанта. Рассматривались три варианта.
Вариант 1. Индивидуализация как процесс схлопывается. Почему?
Вариант 2. Индивидуализация расширяется и усиливается. В связи с чем?
Вариант 3. Непонятно, потому что нет измерителей.
В выступлениях участников прозвучали размышления по поводу того, что у подавляющего большинства учителей индивидуализация как процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта образовательной, профессиональной и общественной деятельности не является приоритетным. Поскольку основная модель в дистанте: сообщение новой информации – задание – контроль, проверка, анализ – новое задание. Хотя управленцы отмечают, что более детальным стал анализ выполненных заданий, и в этом смысле, индивидуальный подход в обучение стал более очевидным. Наряду с распространенной моделью, появились другие – в основе которых, выход в проектный режим. Предложение разнообразных форматов освоения материала, каждый из которых предполагает собственное решение ученика по поводу того, что интересно, что хочу делать; выполнение одного из вариантов проектного задания, предъявление результатов как социально значимого продукта. Такой формат по оценкам участников позволяет расширить возможности индивидуализации, поскольку основан на поддержке познавательного интереса самого ученика.
Вторая часть встречи была посвящена обсуждению решения Пермского департамента образования об изменениях в учебном процессе в апреле-мае 2020 года. Поскольку в этих изменениях появляется одна из новых функций для учителя предметника – проведение тьюторских часов. Возникло много вопросов по этому поводу. Но главный фокус обсуждения – как помочь учителю в освоении тьюторских компетенций. Понимая, что это должна быть некая экспресс-подготовка, дающее общее представление о тьюториале, его особенностях. А также возможность совершить пробное действие.
Договорились до следующего. Опыт фестиваля свободного проектирования показал , что сейчас самый удачный момент для того, чтобы учителя осознали себя как проектанты.поскольку они все находтся в ситуации освоения нового для себя процесса – он-лайн обучения. При этом варианты проектов могут быть разные: социальные, селф-проекты, медиа-проекты, проекты-пробы. В этой связи приняли решение в мае провести открытый тьюториал. Когда в кругу 3-5 тьюторантов учителей, за кругом – наблюдатели. Тьюториал ведет профессиональный тьютор. Главная задача тьютораила – побуждение к выходу на проектный замысел учителей. После тьюториала проходит обсуждение. Сначала в малом круге: что “работало”, какие вопросы, какие техники, что не работало. К этому подключается большой круг. Дальше может кто-то другой заявиться на проведение пробного действия – тьюториала с последующим обсуждением. Фокусы тьюториалов могут быть разные: или на запуске проекта, или на этапе его рефлексии. Реализация проектов проходит самостоятельно. Таким образом, усиливаются два вида компетенций – проектная и тьюторская. Участники «Т-клуба» готовы развернуть информирование педагогов, которое позволит привлечь их внимание к проблематике и данному формату подготовки.
Благодарю партнеров сетевого института ПрЭСТО за возможность работать на платформе Фестиваля свободного проектирования.