Пятница
2 МарТри дня – два события.
Конец февраля оказался удивительно насыщенным и содержательным. 26-27 февраля состоялась вторая сессия КПК «Тьюторское сопровождение самоопределения обучающихся основной школы». Участники осваивали две технологии открытого образования. «Open space» и «Образовательное путешествие». Еще раз убедилась, насколько важно предоставлять возможность людям искать ответы на СВОИ вопросы. А если по порядку, то встреча началась с мозгового штурма «Весенний ветер». 5 вопросов для обсуждения • Какие события, важные для реализации проекта, произошли с Вами в межсессионный период? • Какие открытия в области индивидуализации и тьюторства Вы сделали в межсессионный период? • С какими ресурсами по проблематике тьюторства Вам удалось познакомиться в межсессионный период? • С какими практическими целями Вы приехали на 2-ю сессию? • Какое достижение своей практической профессиональной деятельности этого года Вы оцениваете как главное? Вопросы вызвали живой интерес. В ходе обсуждения стало ясно, что педагогам в прошедший месяц, несмотря на загруженность, удалось сделать очень многое. В частности, апробировать техники и технологии, освоенные на первой сессии, поработать с сайтом МТА, найти и изучить сборники тьюторских конференций, познакомиться с опытом тьюторского сопровождения в школах Пермского края и Волгоградской области, «зажечь» идеей индивидуализации группу коллег, разработать замысел проекта по построению тьюторского сопровождения в основной школе… Согласитесь, немало. «ТОП» (Технология открытого пространства) реализовывалась не в очень удобном пространстве одного кабинета со стационарной мебелью. Но участники и это пространство смогли «раскрасить» своими идеями, сделать его открытым. Было определено три места для встреч с романтическими названиями: « У входа», «Окно в Париж» и «Окно в Европу» (натурально, эти места были связаны с дверью и двумя окнами). Три сессии по три созывающих, то есть девять обсуждений состоялось в ходе ТОП. Практика осваивалась на материале темы «Тьюторское действие: содержание, структура, завершенность». Вот некоторые из интересов «созывающих»: • Работа тьютора «с нуля». • Этапы тьюторского сопровождения. • Особенности организации тьюториала и учебного тьюторского семинара. • Алгоритм тьюторской беседы. • Как можно оценить работу тьютора? • Тьюторское сопровождение профильного самоопределения. • Организация совместной деятельности тьютора и психолога. • Момент выбора тьюторантом тьютора. На что обращать внимание? «Палочка говорящего» передавалась девять раз. Девять содержательных отчетов было представлено. Девять публичных выступлений, девять обсуждений. Каждая тема позволяла сделать еще одну фиксацию, еще одно открытие. При обсуждении самой практики «Open space» участники отметили ее ресурсность для работы как со взрослыми, так и с детьми. Конечно, не случилось увидеть разные позиции участников, заявленные авторами технологии – «шмелей» и «бабочек». Слишком маленькое пространство было создано (и по количеству участников, и по размерам помещения). Но в ходе рефлексии мы обсудили, при каких условиях и как они могут появляться. Второй день сессии – технология «Образовательное путешествие». Технология осваивалась в содержательной рамке «Институциональные модели индивидуализации в основной школе» и «Тьюторское сопровождение элективных образовательных практик в школе». И вновь возможность задать СВОЙ вопрос, проявить СВОЙ интерес, найти СВОЙ ответ и СВОЙ путь к ответу. Вопросы снова разнообразны. • Какие институциональные модели основной школы существуют? • Как организовать тьюторское сопровождение образовательных практик? • Может ли тьютор привлекать экспертов (профессионалов) из других сфер при организации тьюториала? • Какова моя роль в тьюторском сопровождении? • Какова цель деятельности тьютора при прохождении элективных образовательных практик учащимися? • Кому отдать нагрузку тьюторского сопровождения в массовой школе? • И другие… Выбор способов получения ответов и предъявления результатов тоже разнообразен: доклад на основе проведенного исследования, пресс-конференция с министром образования и действующим тьютором, телепередача… В ходе обсуждения рождаются свои метафоры, типа: «Мы не можем сказать ребенку «Мечтай быстро» или «Наше СОС (создание образовательной среды) учащийся воспринимает, как SOS или «Польза и безопасность – цель работы тьютора…». Качество работы для меня определилось одним фактом – просьбой участников курсов положить в рассылку наработки отдельных групп. Сессия завершилась позитивом. Маленькое упражнение «Комплемент», напряжение снялось, а желание действовать …надеюсь, осталось и усилилось. А 28 февраля – встреча с коллегами в Березовке. Собрались педагоги, с которыми мы работаем по теме «Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся». Заказ был сформулирован по завершению декабрьского 24-часового семинара – предоставить возможность для освоения технологий картирования. 8 часов – это так мало. Но все же нам удалось построить «Интеллект-карты» по теме «Организация профессионального самоопределения в моей образовательной организации». Презентация созданных карт обогатила участников представлениями о том, как по-разному, это может быть устроено. Радует, что в представленных моделях нашли свое место и муниципальные проекты, и те идеи, который родились на предыдущем семинаре (например «День тени»). «Образовательная картография» развернулась не только как технология картирования, но и как деловая игра. Содержанием игры стал предстоящий в Березовке муниципальный метапредметный лагерь «Восток». Три «старожила» готовы были ответить на все вопросы «картографов», два тьютора помогали им выйти из тупиков, «главный картограф» консультировал по вопросам создания карт. В результате – стендовая сессия из индивидуальных образовательных карт. Совместное решение об экспертных критериях и показателях оценки карт. По итогам семинара участники отметили важность приобретенного опыта работы с картами, позволяющего понять их устройство «изнутри». Три дня, два события… Это – для меня. Надеюсь, что для моих участников – коллег, наша встреча тоже была событийной.