«Точка присутствия» и тьюторство: рождение понятия или замена?
 /  Пермский край / «Точка присутствия» и тьюторство: рождение понятия или замена?

«Точка присутствия» и тьюторство: рождение понятия или замена?

15-16 ноября 2022 года в Пермском крае состоялся второй межрегиональный форум «Методология педагогического проектирования: «Точка присутствия»

Форум проходил в гибридном формате. Первый день – пленарные доклады онлайн и их обсуждение. Второй день – клубное пространство Форума «Tertia loco», или День рефлексии педагогической и личной практики, оффлайн. В этот день состоялись более двадцати экспертных площадок и мастерских, на которых можно было познакомиться с авторами конкретных практик и обсудить их результативность. Встреча проходила в школе Мастерград города Перми, которая известна в крае как инновационная школа, работающая, в том числе, на принципах индивидуализации.На форуме активно обсуждалась «точка присутствия» –  понятие, введенное М. К. Мамардашвили в курсе лекций о Декарте под общим названием «Картезианские размышления» (Москва, 1981 г.). Позднее это понятие обсуждалось в цикле лекций «О Прусте» в Тбилисском государственном университете. Таизова Ольга Сергеевна и Краснов Сергей Иванович, руководители проекта, говорили о том, что для педагогики понятие «точка присутствия» ценно в контексте трактовки образования как творческой деятельности, в процессе которой происходит генерация смыслов, где знание обретает личностный характер.Все выступления пленарной части форума заслуживают внимания. Но особенно ценным для меня стало выступление Марии Миркес, которая обозначила одну из проблем использования данного понятия. В частности, то, что оно является, в большей степени, метафорой и ему трудно будет входить в лексику школ. Сама Мария говорила с участниками на языке событийности, который, казалось бы, давно используется в образовательных организациях. Но при ближайшем рассмотрении, оказывается, что драйва, позитивного настроя, моря эмоций недостаточно для СО-бытия. Тематика события как встречи с идеальной культурной формой для многих стала настоящим прорывом в осмыслении сущности событийности. Позиция Марии Миркес о «точке присутствия» была усилена на рефлексивной части второго дня форума. Часть педагогов выдвинули версию о том, что «точка присутствия» – понятие философское. А на психолого-педагогическом языке речь идет о развитии субъектности. Прозвучал вопрос, стоит ли педагогам осваивать понятие, которое может запутать и увести от практики в философские размышления.  Вместе с тем, участникам удалось выйти на некоторые характеристики, свидетельствующие о возможностях вхождения в «точку присутствия». Среди них были отмечены: наличие выбора, провокативной образовательной среды, встречи с другим (опытом, идеями, смыслами, ценностями). Если случается «точка присутствия», то хочется думать, делать, обсуждать, порождать новое, свое…

«Точка присутствия» для меня – определенные «очки», через которые можно смотреть на образование. Я понимаю, что есть группа педагогов высшей школы и общего образования, которые начали размышлять над этим фокусом.  По-моему мнению, этот фокус близок нам, тьюторам, потому что он связан со смыслоообразованием. Рада, что в Пермском крае появляется еще одна группа-партнер, с которой Пермское региональное отделение МТА может содержательно и организационно продвигаться.

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Зюрина Татьяна Анатольевна

Зюрина Татьяна Анатольевна

september2@yandex.ru

Образование:

  • Пермский государственный педагогический университет, исторический факультет. Московский городской педагогический университет, магистерская программа «Тьюторство в цифровой образовательной среде»

Место работы:

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Ал. Кирьянова» г. Чайковский

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования и технологии интерактивного вопрошания
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости