Среда
20 АпрТьюторское сопровождение участников школьного клуба робототехники средствами образовательного сайта
Якимова Юлия Викторовна, молодой педагог школы № 135 г. Перми представляет свой опыт тьюторского сопровождения в самой современной области знания – робототехнике.
Робототехника все увереннее входит в жизнь современного общества, знания из данной области важны как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Основы успешной профессиональной деятельности по проектированию, созданию и обслуживанию техники, несомненно, закладываются в стенах общеобразовательной школы.
Возрастает спрос со стороны родителей, как заказчиков образовательных услуг, на дополнительное образование технической направленности, ценность которого заключается в усилении вариативной составляющей общего образования и создании благоприятных условий для реализации учащимися своих интересов и склонностей.
Для учащихся увлекающихся конструированием и программированием в нашей школе организован клуб робототехники. Одним из направлений педагогического сопровождения участников объединения является тьюторская поддержка с использованием специально разработанной цифровой платформы. Сайт «ТехноТворчество» (http://techno1.org/ ) как компонент школьной образовательной среды был разработан с целью создания условий для развития технических способностей учащихся, становления мотивации к творческой деятельности физико-технической направленности, формирования готовности к коммуникации и совместной работе над проектами по образовательной робототехнике, развития критичности мышления, самоанализа и адекватной самооценки [2]. Данная образовательная среда предназначена для выстраивания учащимися индивидуальных образовательных маршрутов в освоении такой области технического творчества как образовательная робототехника.
Онлайн-тьюторство, реализующееся в пределах данной виртуальной образовательной среды характеризуется высокой эффективностью и простотой связи между участниками учебного процесса. Инструментами для общения являются современные Интернет-технологии: онлайн-чаты и многофункциональные онлайн платформы.
Пространство работы тьютора и использованием тематического сайта помогает реализовать 3 вектора тьюторского действия, предложенные Т.М. Ковалевой: социальный, предметный, антропологический [1].
Социальный вектор тьюторского действия определяет множество образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных образовательных учреждений. Тематический сайт не только позволяет предоставить учащимся доступ к информационным ресурсам Интернета, но и визуализирует широкий спектр образовательных предложений как в школе, так и за ее пределами: конференции, олимпиады, мастер классы, конкурсы, информационно-просветительские мероприятия, образовательные курсы доступные в дистанционном режиме. Задача тьютора состоит в том, чтобы помочь учащемуся увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту образовательных предложений с точки зрения их целесообразности для реализации индивидуальной образовательной программы.
Следует отметить, что рассматриваемый сайт также является платформой для реализации образовательных проектов и инициатив учащихся. Школьники могут выступать организаторами творческих мероприятий, организуемых на базе сайта, и даже авторами некоторых его разделов.
Предметный вектор тьюторского действия указывает направленность работы учителя с материалом учебной дисциплины. Творческая деятельность технической направленности требует от учащихся понимания физики процессов и явлений, лежащих в основе действия робототехнической конструкции и умения применить данные знания в решении поставленной проектной задачи. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, учитель осуществляет своевременное наполнение контента сайта образовательными ресурсами разной знаковой природы. На сайте могут быть представлены как элементы школьной образовательной среды, так и предварительно отобранные элементы глобального информационного образовательного поля, различающиеся тематически и методически.
Антропологический вектор тьюторского действия. Помимо владения комплексом политехнических знаний, умений, навыков для осуществления технической и технологической деятельность школьнику необходимо обладать личностными качествами, сформированность которых оказывает значительное влияние на успешность реализации индивидуальной образовательной траектории. Тьютор лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования индивидуальной образовательной программы.
Совместная работа тьютора и тьюторанта в информационно-образовательной среде в каждом из указанных выше направлений позволяет участникам робототехнического клуба увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать самостоятельно и эффективно использовать его потенциал для построения своей индивидуальной образовательной траектории.
Список литературы
- Ковалева Т. М. Организация тьюторской деятельности в современной школе // Проблемы современного образования. – – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-tyutorskoy-deyatelnosti-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 16.05.2021).
- Якимова Ю.В. Тематический сайт класса как средство образования и тьюторского сопровождения учащихся робототехнического класса // Всероссийский педагогический журнал «Познание», 2020. – Вып. 2. с.53-55. – URL: http://zhurnalpoznanie.ru/nomera_pdf/zhurnalpoznanie% E2%84%962_2020.pdf