Тьютор по требованию
 /  Пермский край / Тьютор по требованию

Тьютор по требованию

Первого июля 2019 года Новый образовательный центр г. Чайковского (Школа для старшеклассников) начал набор учащихся в 10 класс. По взаимной договоренности мы, Тюмина Марина Владимировна и Клячина Ольга Зотеевна, были приглашены администрацией школы для проведения тьюторских консультаций на этапе подачи документов выпускниками основной школы по возникающему у них запросу.

Три дня работы и колоссальный опыт краткосрочного тьюторского консультирования в конкретной жизненной ситуации. Двадцать встреч, каждая из которых укладывается в определенную типологию – классификацию по типу проявляемого затруднения и способу действия тьютора.

1-й тип затруднений соискателей: мало что знаю о НОЦе, но хочу в него попасть. Фокус консультирования – проявление интереса и оснований выбора. Базовые вопросы тьюторов:

  • какие вопросы тебя интересуют?
  • что хотел бы выяснить у педагогов приемной комиссии?
  • почему выбрал именно НОЦ?
  • какие возможности он дает?
  • какие из этих возможностей тебе особенно важны?

2-й тип затруднений: какой профиль выбрать? Перечень профилей, которые предлагает НОЦ обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413):

  • естественно-научный. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, геометрия, химия, биология;
  • гуманитарный. Профильные предметы- русский язык и литература, иностранный язык, обществознание, история, право;
  • социально-экономический. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, экономика, право, география, геометрия;
  • технологический профиль. Профильные предметы — алгебра и начала математического анализа, геометрия, физика, информатика.

В каждом профиле есть направления. Выбор предполагает увеличение или уменьшение количества часов на изучение того или иного предмета, изменение уровня изучения, дополнительные курсы, практики, проекты. Фокус консультирования – определение наиболее/наименее подходящих вариантов обучения, как эти варианты связаны с предыдущим обучением в основной школе, как с представлением о будущем.

В этой же группе ребята, у которых представление о своем будущем расходится с представлением родителей. На консультации все участники вместе с родителями. Очень интересна посредническая функция тьютора – между родителем и подростком. Своеобразный переводчик, помогающий каждой стороне услышать друг друга.

3-й тип затруднений выделяем специально. Эти затруднения присущи ребятам, которые по большому счету профессионально не определились, но следуют некоторым стереотипам: «юрист – это хорошо», «экономист – это выгодно» и т.д. Как правило, у таких ребят нет опоры ни на предыдущий опыт, ни на свою мечту. А время ограничено. Надо выбрать сегодня профиль, иначе в НОЦ не попадешь, поскольку количество мест ограничено. Фокус консультирования: определение степени ответственности за свой выбор (сделанный или отложенный на более позднее время) и его последствия: как поймешь, твое это или не твое? Что будешь делать, если выбор сделал неудачно? Какие ресурсы задействуешь, чтобы изменить ситуацию?

4-й тип затруднений появился в финальный третий день. Утром стало понятно, что количество оставшихся мест – 12, а желающих более 40. После объявления, что прием закончен, значительная часть не попавших в НОЦ, обратилась за помощью. Это растерявшиеся дети и родители, среди которых учащиеся с аттестатом отличия, успешные участники олимпиад разного масштаба и уровня и т.д. Просто они пришли позже и им не повезло. Конечно, есть и другие,  которые были уверены, что попадут в НОЦ, потому что очень хотели уйти из своей школы. Общее для них –  не вижу никаких вариантов. Есть только НОЦ, а в него не попал. Фокус консультирования – расширение представлений об образовательных ресурсах: другие школы, учреждения СПО, преимущества и ограничения других вариантов. Удивительно, как менялось настроение в ходе консультации: от упаднического до радостного.

Эти три дня стали еще и сигналом к тому, что на такое краткосрочное консультирование нужно приходить с полным набором материалов для использования разных техник. Все дети разные. Есть говорящие и не очень. Для кого-то разговор начинается с образа. И тут без картинок-образов не обойтись. Кому-то требуется подспорье в виде объективированных рекомендаций. И снова с благодарностью обращаемся к тестированию INTALENT.PRO. Получилась хорошая школа для профессионального развития тьюторов. Вот такой своеобразный консультационный интенсив. Еще одно доказательство того, насколько тьютор востребован в ситуации неопределенности.

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Зюрина Татьяна Анатольевна

Зюрина Татьяна Анатольевна

september2@yandex.ru

Образование:

  • Пермский государственный педагогический университет, исторический факультет. Московский городской педагогический университет, магистерская программа «Тьюторство в цифровой образовательной среде»

Место работы:

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Ал. Кирьянова» г. Чайковский

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования и технологии интерактивного вопрошания
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости