Такой содержательный март
 /  Пермский край / Такой содержательный март

Такой содержательный март

На календаре апрель. А мартовские события продолжают будоражить ум и душу.

С 19 по 25 марта состоялся 5-й Всероссийский Тьюторский сейшн. В формате интенсива состоялся Фестиваль свободного проектирования. 93 участника из 12 регионов нашей страны неделю жили и творили. Взрослые и дети, профессиональные тьюторы и начинающие свой профессиональный путь. Каждому было интересно и полезно. Путь на сейшне – это тернистый путь. Удивительное место, где не страшно ошибаться. Свои ошибки мы анализировали на методологических семинарах. Глубокое обсуждение, поиск вариантов выхода из трудных ситуаций. Все это – наш сейшн. По задумкам авторов итогом сейшна станет книга, посвященная технологии свободного проектирования, в том числе тьюторскому сопровождению авторов проектов. Работа по созданию книги уже начата.

А с 26 по 31 марта состоялось еще одно важное событие – образовательное путешествие в город-герой Волгоград. Путешествие является этапом реализации проекта, получившего поддержку фонда грантов губернатора Пермского края “Я и Великая Победа. Сталинградской битве посвящается”.  Путешествие со своим вопросом, поиск способов получения ответа, сам ответ и рефлексия полученного опыта – это основные  этапы образовательного путешествия. Результаты будут представлены 8 апреля на круглом столе, посвязенном подведению итогов реализации проекта. Мое эссе, созданное по итогам образовательного путешествя, публикую ниже.

Я, как и все участники поездки в Волгоград по итогам Акции «Я и Великая Победа!» совершала свое образовательное путешествие. Мой главный вопрос, над которым я размышляла, искала ответы во всех событиях поездки, в глазах людей, в их словах и действиях, звучит так. Как Волгограду, его жителям, удается удерживать тоненькую нить памяти о своей великой истории? Передавать ее из поколения к поколению, несмотря на все перипетии в политической жизни нашей страны?

Ответом на мой вопрос стали несколько эпизодов из нашей поездки. Они не в хронологическом порядке, а в той логике, которая выстроилась для меня.     Незабываемая картина – пост номер 1 на аллее Героев. В карауле стоят девочки и мальчики. Процесс смены караула – священнодействие, в котором каждый выполняет свою функцию с таким достоинством и ответственностью, что дрожь по телу проходит. Двадцать минут длится один пост. Каждый день (кроме летних каникул), в любую погоду с 9 утра до часу дня ребята с 6 по 10 класс несут эту вахту памяти. Так продолжается уже много лет. Это значит, что через эту традицию прошли сотни, а может быть, тысячи ребят – обычных волгоградских школьников. Потом, когда я встретила ребят из этого отряда в музее Панораме и расспросила их, они рассказали, что в отряд набирают подростков из разных школ по их желанию. Они проходят обучение в течение трех месяцев, и только после этого их допускают к несению этой почетной службы.

Зал Воинской Славы на Мамаевом кургане. Рядом со мной проходит рота почетного караула, так близко, что я вижу каждую деталь в их облике. Я вглядываюсь в их лица. Слежу за отточенными движениями. Восхищаюсь их статью. Это молодые воины срочной службы, которые получают право нести вахту памяти на Мамаевом кургане. Час длится вахта для одного караула. В любую погоду, круглый год посетители музея под открытым небом видят молодых парней, которые чтут память своих предков. У меня текут слезы. Я вижу слезы на глазах моих коллег – педагогов и немного удивленные глаза ребят. Почему мы плачем? Как нам это объяснить? Где взять нужные слова? А может быть и не надо объяснять, достаточно того, что они это видят…

Мы в бункере бомбоубежища, в котором прятались во время бомбежек жители Сталинграда. Павел (экскурсовод) погружает нас в то время, начиная с первых минут. Он дает одному из наших мальчиков раскрутить ручку аппарат, который издает звук воздушной тревоги. Страшно, жутко, кажется, что вот-вот услышим звуки падающих бомб. Он рассказывает так, как будто сам это пережил. Извиняется, что грязные руки. Объясняет, что раскладывал новые экспонаты для музея, которые буквально вчера ему доставили поисковики, продолжающие искать и находить останки павших героев Сталинградской битвы, их личные вещи, оружие. Ему около 35 лет. Это – еще одно поколение в нити памяти. Ему важно, чтобы мы не информацию запоминали, а прочувствовали весь ужас прошлого, чтобы сердцем ощутили сопричастность к тем далеким событиям. Я смотрю на маленькие комнаты бомбоубежища и думаю только об одном. «Господи, пусть оно никогда не станет востребованным для наших детей и внуков. Пусть останется только частью памяти о прошлом!»

Каждый день с нами наш гид – экскурсовод Елена. Она рассказывает и показывает нам Волгоград, который она «изучала на ощупь». Я вижу, как ей хочется передать нам свою любовь к этому удивительному городу. В ее текстах столько чувств! Иногда она читает стихи. Но они так вплетаются в ее рассказ, что не понять, где начинаются строки стихов и кончается проза. Я не знаю, сколько ей лет, но понимаю, что это – еще одно поколение жителей Волгограда, которые держат эту тонкую нить памяти. Меня поражает и до глубины души трогает название группы в ВК, в которую она нас приглашает «Влюбленные в Волгоград». Не «Сплетни или Подслушано», А «Влюбленные…» На завершающей экскурсии она вручает каждому именную грамоту с текстом: «Спасибо Вам за вклад в сохранение исторической памяти и правды, за сбережение бесценного исторического наследия Поколения Победителей». Я потрясена такому вниманию к каждому из нас и такому бережному отношению к нашему маленькому событию – двухдневной экскурсии!

В ходе поездки я встречаюсь со своей давней приятельницей из Волгограда. Мы не виделись 10 лет. Она рассказывает, как происходило празднование 80-летия победы в Сталинградской битве. С интересом расспрашивает о том, где мы были. Сожалеет, что мы не увидели световую инсталляцию «Летят журавли». Она говорит об этом с таким вдохновением и чувством, что я понимаю, надо обязательно еще раз приехать в этот город. Она – представитель моего поколения, рожденных в 60-е. Прибегает к поезду, дарит на память коробку конфет с надписью «Своих не бросаем». Я тронута до глубины души ее гостеприимством и приглашением приехать снова. И этим ПАМЯТным подарком.

В музеях мы встречаемся с экскурсоводами разных поколений: молодые девушки и парни, пожилые и зрелого возраста мужчины и женщины, все – удивительные люди…Возраст разный. Но их объединяет одно – желание сохранить и передать все то, что досталось им от предыдущих поколений. Память!!! Ее держат ЛЮДИ.  Это – память не только о датах, событиях и фактах; об именах и эпизодах. Это – память сердца, которое есть у ЧЕЛОВЕКА. Это и есть ответ на мой вопрос. Мне так хочется, чтобы наша группа из Чайковского пронесла эту память в своих сердцах и передала ее тем, кто живет рядом с нами в нашем молодом городе!

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Зюрина Татьяна Анатольевна

Зюрина Татьяна Анатольевна

september2@yandex.ru

Образование:

  • Пермский государственный педагогический университет, исторический факультет. Московский городской педагогический университет, магистерская программа «Тьюторство в цифровой образовательной среде»

Место работы:

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Ал. Кирьянова» г. Чайковский

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования и технологии интерактивного вопрошания
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости