Сопровождение для всех. Сопровождение ради каждого.
 /  Пермский край / Сопровождение для всех. Сопровождение ради каждого.

Сопровождение для всех. Сопровождение ради каждого.

        

Авторский коллектив: Тюмина Марина Владимировна, Жуланова Галина Анатольевна,  Лаврентьева Ольга Викторовна, Константинова Татьяна Витальевна, Герасимова Елена Александровна,  Мартюшева Вера Ювенальевна – делится опытом проведения образовательного события для учащихся начальной школы г. Чайковский Пермского края.

В середине ноября в городе Чайковском Пермского края, на базе Чайковского техникума промышленных технологий и управления, состоялась интерактивная образовательная игра “МастерГрад – город профессий для детей”. Игра проходила в одиннадцатый раз. «МастерГрад – 11» – это интерактивный образовательный «Город профессий» для детей 2-4-х классов. Основная миссия игры – не ограничивая свободы выбора, дать понять ребенку: как важна работа, и какую радость она может приносить человеку, когда он делает то, что ему по душе; каковы его склонности к будущей профессии;  как  поверить в свои силы и способности.  В одном месте всего на один день  собрались 28 мастеров с волонтерами, которые рассредоточились по двум зданиям, и организовали повторяющиеся 25 минутные мастерские для детей 2-4 классов. Игра длилась 6 часов. Каждый участник выбирал свой маршрут движения по мастерским, свое количество мастерских для посещения, свой темп движения и общее время нахождения в МастерГраде.  В Игре использовались игровые деньги “ричики”, которые можно было заработать маленьким гражданам МастерГрада. Но сначала они должны были заплатить за свое обучение Мастерам. В руках у граждан маленькие карты, в которых красочно представлены все мастерские. На этажах – большие карты. С их помощью можно сориентироваться по месту расположения мастерских, по времени их работы, по сумме, которую можно заработать в мастерской. На старте участники приходят в «Паспортно-визовую службу» и получают свой индивидуальный паспорт игрока, После небольшой беседы с тьютором игрок проходит в «Банк», где получает свой стартовый капитал. С ним ему предстоит поработать в разных мастерских, чтобы умножить эту сумму. На выходе заработанные «деньги» участник может обменять в «Банке» на бонусы. Прообразом  МастерГрада стал всем известный международный проект, который в разных городах известен под разными именами: Кидопарк, Кидосити, Мастерславль, Кидбург и т.д. В крупных городах эти площадки существуют как стационарные. Наш город Чайковский – маленький, с населением чуть более 80 тысяч. Стационарная площадка не сможет стать рентабельной.  Зато Чайковский славится своими учреждениями среднего профессионального образования, которые первыми откликнулись на инициативу «Тьюторского клуба» о проведении игры. Этот факт и определил судьбу проекта, его отличия от стационарных Кидопарков.

Игра ориентирована на большое количество участников – более 500 ребят. В основе ее  – принцип индивидуализации. «Держат» этот принцип тьюторы, входящие в службу под названием «Проводник». Их в Игре задействовано более 20. Большинство участников службы –  педагоги. Часть из них имеет в своем бэкграунде курсы по тьюторству или опыт сопровождения в своей школе. Часть – молодежь, новички, которые решились попробовать себя в тьюторской позиции. Накануне Игры с ними проводился семинар. На нем шло обсуждение смыслов тьюторского сопровождения вообще и в Игре, в частности. Разнообразие взглядов и фокусов, которые проявили тьюторы в своих рефлексивных текстах, позволяет увидеть масштаб игры, ее возможности и  неиспользованные ресурсы.

«Мои дети в восторге!» «Спасибо большое организаторам!», «Мои ученики спрашивают, когда будет следующий МастерГрад», «Моим ученикам очень понравилось, все время рассказывают о том, как было круто!» Это одна часть впечатлений от события,. А вот и другая. «Дочка пришла расстроенная. Заработала пачку карандашей. По ее словам «Даже стыдно за такой заработок». Или «Мальчик плакал, что не смог заработать на билет в кино». А кто-то из ребят вообще ничего толком не понял и после часа прогулки по этажам просто ушел ни с чем. Что же на самом деле происходило с точки зрения тьюторов, которые сопровождали детей в МастерГраде? Вот что написали тьюторы в своих  рефлексивных текстах по итогам Игры.

«Это общегородское мероприятие,  которое требовало колоссального   вложения труда, чтобы детям, которые захотели  прийти  и поучаствовать в этой игре,  понравилось, было интересно. Чтобы они приобрели опыт выбора, самостоятельности, коммуникабельности.

Мне очень понравилось, что каждому ребёнку  от  взрослых было уделено внимание.  На мой взгляд, им было комфортно. Их преображение  происходило  прямо на глазах.  Из робких, несмелых,  только пришедших, они становились  активными,  деятельными, бесстрашными. Мне понравилось высказывание одного ребёнка.  – «Это было  лучшее в моей жизни».

«МастерГрад – это шанс прочувствовать возможную будущую профессию в форме игры, понять устройства взрослого мира. И это – здорово. Считаю, что Чайковским школьникам повезло. Ведь дети могут не только узнать, какие бывают профессии, но и попрактиковаться в их освоении».

«Атмосфера царит здесь особенная, пропитанная радостью и любовью к людям.  Тьюторы, как и дети, находятся в постоянном движении. Поработали с одной группой школьников, тут же набираем следующую, и увлеченно обсуждаем то, что предстоит увидеть и попробовать детям. А дальше – индивидуальный тьюториал – оказание помощи юным работникам для того, чтобы не потеряться и найти дорогу до интересующей мастерской.

Глядя на лица детей, испытываешь чувство удовлетворения от происходящего. Замечешь каждого, кто пробегает мимо тебя в поисках той или иной мастерской».

«В ожидании очередной группы детей, я перевела взгляд на родителей, которые ждали малышей, и была приятно удивлена. Мамы и папы, сидя в удобных креслах, мило общались друг с другом, излучая улыбки».

«В завершении игры, в ходе рефлексивного тьюториала, было видно, что дети немного устали. Но и причина этому понятна. Ведь они работали, как взрослые, освоили азы различных профессий. Конечно же, всем хотелось заработать побольше «ричиков», чтобы обменять их в «банке» на развлечения – билеты в кино или на дискотеку».

«МастерГрад-11» удивил  разнообразием профессий, количеством детей и настроением родителей. Было видно, что родители не хотели оставлять свое чадо в незнакомом месте,  с незнакомыми взрослыми. Когда им было предложено оставить детей одних, то у многих на лице был страх и недоверие. И тьюторы именно в данный момент были убедительны, смогли спокойно донести до родителей суть данной ИГРЫ».

«Как же по-разному выглядели дети на протяжении всей игры. В начале, когда на лицах был страх, боязнь и неуверенность, и в конце, вошедшие в азарт дойти до конца и заработать, как можно больше, попробовать все профессии, получить желаемый бонус. Мне было интересно наблюдать за теми ребятами,  кто ходил за ручку с мамой или руководителем группы. Они не выглядели счастливыми и, возможно, (могу ошибаться) завидовали «свободным детям».

«По словам одной девочки: сначала страшно, так как незнакомое место, а потом классно, потому что ты делаешь все САМ.  Это, наверное, самое главное, что дает МастерГрад –  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ в своем выборе и  в своих действиях. А если ребенок будет самостоятелен, значит, он сам будет нести ответственность за свой выбор и за свои действия».

Позитива во взглядах тьюторов много. Но есть и другие позиции, которые позволяют критично взглянуть на приобретенный опыт.

«Мне помнится, в самом начале, при подготовке игры, обговаривалось, почему  Мастерград – город, где работают мастера. На тьюториале об этом говорилось. Детей спрашивали, кто такой мастер, как можно стать мастером? Тогда у детей  возникала мысль о том, что мастером можно стать, когда человек учится. И когда мы приводили пример мастерства, который в рекламах на тот момент видели дети, например, как повар подкидывает блин на сковородке, чтобы его перевернуть – тогда дети говорили о том, что не сразу он этому научился, что нужно было много чего сделать, чтобы этому научиться. Сейчас на тьюториалах об этом речи не было. Потерялся важный смысл».

«Дети были ориентированы только на эмоции. И это неплохо. Но этого недостаточно. Деньги в мастерской (особенно творческой) нельзя давать меньше, если работа получилась хуже, чем у другого. Один, например, 3 года ходит в художку, а второй первый раз взял кисточку в руки, потому что до сегодняшнего дня боялся испачкаться и не брал краски. А мы (мастера) что делаем в мастерских? Мы крылья ребенку подрезаем, когда оцениваем работу ребенка в сравнении с другими».

«У нас, оказывается, некоторые дети ушли очень рано. Они ткнулись в одну мастерскую, другую – все занято. Они обменяли свой  небольшой заработок на чупа-чупс и ушли,  сказав родителям, что им не понравилось. Да, мы спрашивали у детей на тьюториале, что они будут делать, если будет все занято, да, они говорили, что пойдут в другие мастерские,  или будут ждать….Но когда столкнулись с реалью, силенок не хватило справиться с этим. И мне кажется, что около банка всегда должен стоять тьютор, который отследит такие ситуации и поможет ребенку найти альтернативные уходу варианты».

Итак, какие выводы можно сделать по поводу практики «МАстерГрад – город профессий для детей»?

Вывод 1-й. Практика, безусловно, живая, основанная на принципах индивидуализации. В ней есть место тьюторству.

Вывод 2-й. Несмотря на то, что в ее реализации принимает участие уже достаточное количество взрослых: это мастера, волонтеры-студенты, организаторы служб сопровождения («Паспортно-визовая», «Банк», «Проводник»), требуется расширение круга включенных в работу с детьми. В частности,  родителей детей. Вот одно из предложений тьюторов.  «Очень бы хотелось, чтобы после МастерГрада родители провели со своими детьми рефлексию по поводу того, почему они целый час ходили и не смогли никуда попасть.. Важно, чтобы родители обсудили с детьми, куда они ходили, почему, что для себя из этого взяли, какие открытия для себя из МастерГрада сделали… Это мы думаем, что родители с детьми будут это обсуждать. Родители не знают, что спросить. В лучшем случае они спросят – понравилось детям или нет и почему. Родителям нужно предложить список хороших вопросов, которые они могут задать детям. Кроме того, родителям предложить вопросы, на которые они могут ответить как родители: какие у них открытия про себя, про ребенка, когда он участвовал на МастерГраде».

Вывод 3-й. Важно и нужно предлагать учителям начальной школы эту площадку как место тренировки 4К. И тогда, учителя, дети которых были на МастерГраде, смогли бы с ними вместе обсудить, что удалось «прокачать», а что нет.

Вывод 4-й. Тьюторам, получившим опыт участия в МастерГраде, следует предложить описать кейсы, участниками которых они стали. Именно эти ситуации могут лечь в основу подготовки тьюторов для будущих Игр. В кейсах особенно важно обратить внимание на то, с кем взаимодействовал тьютор, какими инструментами работал (вопросы, карта…). Какую поддержку оказал, что стало результатом.

Вывод 5-й. МастерГрад как интерактивная игра, направленная на развитие самостоятельности, инициативы, ответственности и коммуникации детей, должна каждый раз воссоздавать исконные смыслы, чтобы не допускать редукции. Это может происходить на разных коммуникативных площадках. С родителями, с учителями, с мастерами, с тьюторами.  Только в этом случае МастерГрад может претендовать на практику смыслообразования. Как точно заметила одна из тьюторов «Иначе зачем все это? Развлечь детей? Показать им, какие профессии есть? Но на сегодняшний день, несмотря на колоссальную подготовку, это мелковато с точки зрения настоящего образования». В нашем МастерГраде должно быть обеспечено сопровождение для всех, но, главное – ради каждого.

 

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Зюрина Татьяна Анатольевна

Зюрина Татьяна Анатольевна

september2@yandex.ru

Образование:

  • Пермский государственный педагогический университет, исторический факультет. Московский городской педагогический университет, магистерская программа «Тьюторство в цифровой образовательной среде»

Место работы:

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Ал. Кирьянова» г. Чайковский

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования и технологии интерактивного вопрошания
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости