Вторник
13 ДекСмена «Я-проект». Размышления про «до и после».
Приглашение на интенсив – это всегда предвкушение и ожидание. Предвкушение открытий и ожидание продуктивного действия. Вот с таким настроением я ехала на смену «Я-проект» в Удмуртию. ТАУ – это Региональный центр одаренных детей Удмуртской Республики. Кампус ТАУ – прекрасное место для проведения интенсива. Уютные корпуса для проживания, оснащенные аудитории в учебном корпусе. Приличная столовая и замечательный актовый зал с мебелью, которая может перестраиваться в зависимости от задач. А еще – сосновый бор, в котором все это расположено. Настоящая зимняя сказка со снежными вершинами сосен, искрящимся солнцем, тишиной леса. Все экологично и природосообразно. И хотя на переходы из одного корпуса в другой: из столовой в учебный корпус, из актового зала в жилые корпуса, уходило достаточно много времени (с учетом смены обуви), полагаю, это вносило свою здоровьесберегающую лепту в программу смены, заставляло нас все время двигаться.
Команда тьюторов, которая собралась на смене, была разнообразной и по географии, и по тьюторскому опыту. Два тьютора из Екатеринбурга, один – из Москвы, четыре – из городов Удмуртии, и я – из Чайковского. 8 тьюторов на 40 подростков – это сказочные возможности для эффективного сопровождения. У каждого есть свои представления о тьюторстве и своя, даже если и небольшая, но практика. Руководитель тьюторской службы ТАУ и руководитель смены – Татьяна Митрошина. Кроме того, работали четыре куратора, которые выполняли, в большей степени, организационную функцию по отношению к подросткам, распределенным по командам. Первое огорчение – все взрослые – женщины. Нет ни одной мужской позиции. А я по опыту знаю, как это обедняет общение и снижает качество работы. Второе огорчение. Мы, тьюторы, уезжаем из лагеря в 17.00 и возвращаемся только на следующее утро. И так каждый день. Прекрасно понимаю, что это – организационный момент, связанный с институциональными требованиями кампуса. Но сразу ощущение таких колоссальных потерь во взаимодействии с ребятами!!! Третье – ощущение разорванности усугубляется от того, что кураторы, чудесные молодые девушки, вне зоны нашего, тьюторского проектирования. У них другие задачи, которые не всегда стыкуются с нашими. Мы часто не знаем, что происходит вечером, они – примерно, но не точно, понимают, что делаем мы в дневное время. И все это видение возникает именно здесь, когда смена уже началась. На этапе обсуждения замысла смены, совместного проектирования, все казалось более или менее ясным. Коллективный продукт тьюторов – рабочая тетрадь для участников – прекрасная опора, возможность удерживать центральную линию. Во всяком случае, так казалось до начала. Отсюда я делаю для себя первый вывод – этап обсуждения замысла должен быть таким, чтобы можно было успеть обсудить все возникающие вопросы, продумать и минимизировать риски, согласовать образы предстоящей деятельности не только в целом, но и в деталях.
Первый день прошел. Знакомство началось, но не состоялось. Время, по ощущениям, потрачено, но не очень эффективно. Было ли в том, что я делала тьюторское действие? Не знаю. Куча вопросов и недовольство… Кем или чем? Прежде всего, собой. Похоже, я вляпалась. Это когда реализуешь чужие цели и не видишь своих смыслов. Начало второго дня… и внутренний бунт, который выразился в словах, адресованных нашему руководителю: «Мне все больше не нравится то, что мы делаем». Представляю, как трудно было решиться, и начать менять общую ситуацию. Снова передоговариваться, согласовывать, находить дополнительные ресурсы. Надо отдать должное руководителю смены – Татьяне Митрошиной. Она реагирует на мои предложения. А это так не просто. Особенно в сложившихся условиях, когда она выполняет, как минимум, две функции – организатора и тьютора. Когда в лагере, кроме нас, еще более 100 детей из других смен. Когда расписание поездок, загрузки помещений уже согласовано с директором кампуса… Но изменения происходят. И я этому очень рада. Особенно тому, что меня поддерживают коллеги тьюторы. Мы на одной волне смыслов. И вывод второй, который для меня важен. Не стоит мириться с тем, что противоречит твоим профессиональным принципам. Но становится разрушителем тоже не стоит. Даже в этой ситуации надо сохранять конструктивную позицию.
А дальше я свои ощущения могла бы сравнить с движением в лесной чаще. Продираюсь сквозь завалы имитации, чащобу скрытых блокад своих тьюторантов. Практикум «СоКРАТ» – мой первый опыт использования этой технологии в работе со старшими подростками. Раньше это происходило во взрослой аудитории. И то было трудно. А теперь – дети! По ходу ищу нужные слова и образы, привожу живые примеры…Мне помогают два потрясающих тьютора из Екатеринбурга – Лариса Ткачева и Марина Неганова. Они тоже ищут нужные вопросы, адаптируют их к возрасту. И у нас получается! Ребята, действительно, создают карту ресурсов своего проекта. У многих наступает «прозрение» по поводу того, а чего он, действительно, хочет. Правда ли это его проектный замысел? Последующие дни для меня – бальзам на душу. Ведь все они связаны с пробой. Но это только для меня. Потому что представление о том, что такое профессионально-деятельностная проба, это мое представление. Оно формировалось в течение нескольких лет в практической деятельности и супервизии. Во взаимодействии с разными партнерами, в согласовании разных точек зрения. А большинство из тьюторов здесь этого опыта не имеют и мое понимание не разделяют. Появляется крамольная мысль у руководителя смены, что в таком понимании пробы в условиях загородного лагеря не реализовать. Убеждаю. Успокаиваю. Аргументирую… Помогает Екатерина Ельцова, которая прожила «Тьюторский сейшн» в прошлом году. Стартуем. После первых тьюториалов рождается своеобразная карта запросов ребят на пробы. Чего тут только нет. И дизайнеры одежды, и стюардесса, и лингвист. А также стоматолог, айтишник, руководитель проекта, спортивный врач, звукорежиссер…Страшновато… Мы ведь пообещали ребятам, что эксперты будут высокого уровня. Начинается интенсивная внутренняя работа тьюторов. Обсуждаем замыслы. Соотносим их с «портретами» ребят. Ищем варианты подбора экспертов. Помогают личные связи. Оля Карпова, тьютор из Москвы, привлекает колоссальный ресурс своих подруг и друзей. Ирина Мышкина предпринимает титанические усилия, чтобы найти эксперта для тьюторанта в Медицинской Академии… И находит его благодаря родителям самого тьюторанта. Связываемся с аэропортом и кабинетом нейропсихологии. Восхищаюсь связями Татьяны Митрошиной. Кажется, весь город Ижевск – это ее бывшие ученики, родители, тьюторанты. Вечером, до ночи делаю своеобразное расписание предстоящих проб. Логистика непростая. Разные корпуса, время привлечения экспертов, нагрузка тьютора. Все надо совместить и соотнести с желаемыми временными промежутками, которые указали сами ребята. Утром подростки выходят и публично приглашают на свои пробы других ребят. Радует готовность поддержать друг друга. День проб существенно отличается от предыдущих. На первый взгляд – сплошной хаос. Но это не так. Теперь взрослые и дети поменялись ролями. Ребята куда-то бегут, торопятся. Их никто не подталкивает, ничего не напоминает. Они сами выстроили свой маршрут на этот день. Кому пообещал помочь во время пробы, когда проходит своя проба. Все на самоконтроле. Вывод третий – позитивный. Обожаю этот самоуправляемый хаос. Когда у ребят горят глаза. Когда они, действительно, живут, и их образ меняется. Здесь и происходит ОБРАЗОВАНИЕ. А вечером – ступор. Надо снова уезжать в 17.00? НЕЕЕТ. Будем последовательны. Общая рефлексия должна пройти не с кураторами, а с нами, тьюторами. Практически все тьюторы принимают решение остаться до 20.00, за что им отдельная благодарность. В конце концов, такси никто не отменял.
Завершающий день полон встреч. Круглый стол «Сто вопросов к взрослому», индивидуальные встречи с участниками круглого стола, подведение итогов смены с использованием техники «Шаг назад из будущего» на групповых тьюториалах. Ко мне приходят те ребята, которые выбрали меня на самом первом тьюториале знакомства. Внимательно наблюдаю за тем, какими они стали. Изменилось что-то или нет. С грустью фиксирую, что реальное осмысление произошло у 40% моей группы, то есть у троих из семи. Но на следующем шаге вижу, что изменения, пусть незначительные, все-таки есть. В частности, ребята перестали говорить правильные слова, которые, по их мнению, от них ждет тьютор. Говорят правду о своих ожиданиях от смены и нереализованных целях. Об истинных планах на ближайшие недели и нежелании думать об отдаленном будущем. День завершается «Вечером встречи выпускников». По замыслу это такая вечеринка, на которой, как будто бы встречаются эти же ребята, но через 15 лет. Они общаются. Рассказывают друг другу о своих успехах и достижениях. Расспрашивают друг друга о пройденном пути и о дальнейших планах. Пока мне трудно отнестись к тому, что происходило на этой встрече. Во всяком случае, в той части, которая про 2037 год. Во-первых, сама дата меня немного пугала своей отдаленностью. Во-вторых, было видно, что ребятам гораздо интереснее просто потусить здесь и теперь. Вместе попеть, потанцевать, поиграть. Это получилось вполне ожидаемо. Были коллективные и сольные танцы, песни под гитару, игры…и благодарности. А я наблюдала, как часть ребят изменилась после проб. Ощущение, что они получили какой-то новый, дополнительный источник энергии. Подключились к нему и теперь двигаются в таком темпе и с такой скоростью, что за ними не угнаться. Это классный эффект от пробы. Каждый раз испытываю восторг от его проявления. Завтра ребята разъедутся по своим домам, вернутся в свои школы, к своим повседневным делам. Что будет в сухом остатке после смены «Я-проект»? Тревожно. И тут возникает мысль, которая согревает. Интенсив закончился, но по замыслу автора, Татьяны Митрошиной, все его участники имеют право получить еще две консультации по сопровождению их «Я-проектов». Вот это классно! Теперь очень хочу узнать, сколько ребят и кто именно запросил консультации. Кто именно – это важно. В памяти при мыслях о смене возникает не масса ребят, а лица. Конкретные лица тех, с кем мне посчастливилось прожить эти семь дней. А любопытно было бы встретиться с ними, действительно, через 15 лет. Значит, до встречи!
Благодарю администрацию кампуса ТАУ за созданные условия, а Татьяну Митрошину и всех моих коллег тьюторов за возможность развиваться в практической деятельности. Буду рада дальнейшему сотрудничеству!