Сетевое взаимодействие как условие создания пространства для формирования инженерного мышления
 /  Пермский край / Сетевое взаимодействие как условие создания пространства для формирования инженерного мышления

Сетевое взаимодействие как условие создания пространства для формирования инженерного мышления

Технологии изначально сопровождали развитие человечества и технологическое образование – основа современного мира. В соответствии с метаморфозной моделью Герхарда Меньша, представленной в 1975 году,технологии возникают и складываются в течение 40-50 лет в определенный «пазл» – технологическую платформу. Затем платформа становится основой экономики и развития социума, устаревает и заменяется другой. Общий период времениразвития технологической платформыот идеи отдельных технологий, как структурных элементов, до ее окончательного устаревания и замены составляет 100-120 лет. Начиная с 60-х гг. XX века Г.П. Щедровицким популяризуются и становятся общепринятыми идеи того, чтообязательным компонентомновой технологической платформы яв-ляются определенные технологии мышления и вXX веке задача построе-ния новых технологий мышления выходит на передний план. Поэтому сегодня особое значение в технократическом (постиндуст-риальном) обществе придается инженерному мышлению, основы которого должны закладываться в детском саду и школе. Основания для этого явлены, научно обоснованы и зафиксированы в работах вышеперечисленных ученых. Для Мира • Мир неуклонно движется в сторону не просто «гибкой» автоматизации, а «умной» роботизации. По прогнозам ученых в скором времени весь ручной автоматический труд будут выполнять роботы. Появляется принципиально новый высокотехнологичный уклад «умных машин», с которым нужно уметь взаимодействовать. Это должен уметь делать не только инженер, но и все люди будущего. Инженерная компетентность, следующая за IT-компетентностью, составляет ядро образования будущего. Следовательно, новое инженерное мышление должно развиваться с раннего возраста. • Шестой технологический уклад – это вызов Человечеству. Начинает работать закон времени: технологии меняются быстрее, чем человек успевает их освоить. Мир становится многовариантным, в нем множества выборов, неопределенностей, с которыми Человечеству нужно научиться жить иадекватно делать выбор, чтобы планета Земля была общим Домом для людей, а не свалкой токсичных отходов. Учить этому тоже нужно с детства. • В связи с меняющимся технологическим укладом важной задачей становится не только решение возникающих технических вопросов (внутренних), но и организация гуманистического взаимодействия с созданной техносферой (внешних). Сегодня машина может выполнять такие операции, которые человек не может выполнить даже приблизительно. Но это не должно у человека вызывать технофобию – страх перед машинами, которые могут управлять человеком. Мы должны уже сегодня воспитывать будущих потребителей роботизированной среды. Для школы.В условиях вызовов неопределенности, разнообразия, сложности и многомерности современного мира перед школой стоят определенные задачи: • обеспечение вариативности образования и взращивание человека, готового к изменениям – ответ на вызов разнообразия и неопределенности; • создание условий для конструирования мотивации воспитанников – ответ на вызов сложности и многомерности современного мира; • формирование смыслов образования – решение ключевой задачи в условиях технократического общества, в том числе, в области развития инженерного мышления, невозможно в пространстве одного отдельно взятого образовательного учреждения. Поэтому в школе: • Необходимо насытить предметно-развивающую среду новым современным содержанием (конструирование,моделирование, исследование, проектирование). • Важно строить процесс индивидуализации образования в условиях открытой избыточной среды, где ресурсы одного отдельного образовательного учреждения могут обеспечить лишь часть образовательного индивидуального запроса на формирование инженерного мышления, существенно сужая многообразие инженерной деятельности, в целом и робототехнического творчества, в частности. Поэтому сетевое сообщество образовательных учреждений различного типа выступает как неизбежный и необходимый ресурс индивидуализации. • Необходимо создать условия для того, чтобы в открытой избыточной среде преподаватель мог удерживать тьюторскую позицию, помогая ученику самому ставить цели, выбирать ресурсы, подбирать партнеров для взаимодействия. • Существенно, чтобы индивидуализация образования была системной, направленнойна раскрытие возможностей и понимание необходимостичерез образование изменять себя в школе и после школы. Исходя из того, что ресурсы школы ограничены и специфичны, необходимо определиться с пространством индивидуализации, в котором возможно формирование инженерного мышления. Инженерное мышление можно считать частным случаем инновационного мышления, которое проявляется в деятельности с техническими объектами, тогда как инновационное мышление – в деятельности с любыми, в том числе и социальными объектами. Поэтому основополагающим пространством формирования инженерного мышления может быть выбран естественно-научный практикум (от греч. praktikos – деятельный), как особый вид урочной и внеурочной деятельности учащихся, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-нибудь предмета, науки в специально созданной избыточной, открытой, доступной образовательной среде. Основные принципы практикума: самостоятельность, практикоориентированность и вариативность, выход за рамки учебного предмета. Практическая деятельность обучающихся в пространстве естественно – научных практикумов должна быть:политехничной, конструктивной, преобразующей окружающий мир, творческой, социально-позитивной,экономически обоснованной,индивидуализированной. При этом, надо понимать, что практикумы станут системным элементом образовательной среды при определённых нормативно-правовых, методических и организационных условиях сопровождения и управления образовательным процессом. Ключевую роль в создании условий, обеспечивающих системность, имеет сетевое взаимодействие общеобразовательных школ с привлечением образовательных организаций различного типа (дошкольных, учреждений дополнительного и профессионального образования), имеющих опыт роботоконструирования и практикумов в разнообразных форматах организации образовательного процесса – от технического творчества до художественно-эстетической направленности. Именно сетевое взаимодействие школы с образовательными организациямидругого типа позволило бы быть эффективно реализовать три возможныхформата естественно-научных практикумов: 1. Краткосрочные интегрированные курсы с использованием технологий лего- и роботоконструирования. Название практикума Участники Особенности практикума «МИКС» (25 час.) 4 классы Погружение будущих учащихся 5 классов в процессы моделирования, исследования, конструирования, со-трудничества «Дивный новый мир» (7 час) 5 классы Исследование технологических про-цессов в мире современного человека «Интеграл» (6 час) 7-8 классы Определение общего взгляда на строение окружающего мира через естественно – математические науки Было бы естественнопри разворачивании данного формата выстроить взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования в интересах создания открытой избыточной среды. 2. Естественно – научные практикумы, как пролонгированная внеурочная деятельность учащихсяв процессе освоения естествознания в школе. Данный формат разумнее всего выстраивать в переходные периоды обучения ребенка от одного уровня образования к другому, как периоды, когда определяются индивидуальные интересы ребенка в ближней и среднесрочной перспективе. Они направлены на развитие умений, обучающихся проектировать, моделировать, конструировать, прогнозировать. Название практикума Участники Особенности практикума «LEGO- конст-руирование: от дошкольника к школьнику» Воспитанни-ки детского сада и обу-чающиеся первых классов Совместная деятельность родителей, воспитанников детского сада и обу-чающихся первых классов для фор-мирования метапредметного резуль-тата «конструирование». «Воображение детей – основа инженерных спе-циальностей» Родители, воспитанни-ки и обу-чающиеся 4 классов Совместная деятельность родителей и обучающихся 4 классов, направ-ленная на развитие воображения де-тей в процессе конструирования и моделирования «Основы робото-техники с ис-пользованием различных кон-структоров» Обучающихся 5-9 клас-сов Разновозрастное сотрудничество (в том числе дистанционное) в откры-той вариативной избыточной среде; приобретение опыта по прогнозиро-ванию Как видно, исходя из особенностей практикумов и состава участников – необходимо непосредственное соучастие и дошкольных образовательных учреждений, и учреждений среднего профессионального образования, впрочем – как и учреждений дополнительного образования. 3. Организация площадок «МастерГрада», из опыта прошлых лет, с использованием робототехники, как формы организации проб в профессиональном самоопределении обучающихся, невозможна без всех типов образовательных организаций, названных выше. Название прак-тикума Участники Особенности практикума Площадки «МастерГрада» – города профес-сий для детей Учащиеся 5-7 классов (подмастерья). Учащиеся 7-9 классов (мастера). Практикум с использованием робо-тотехники, как формы организации предпрофессиональных и деятель-ностных проб обучающихся в на-правлениях: оператор дронов, про-ектировщик медицинских роботов; робототехник;механик электромо-билей; инженер-электронщик. При этом, сквозной линией в организации системы практикумов должно стать тьюторское сопровождение, т.к. оно обеспечивает индивидуальное продвижение обучающегося в освоении содержания технологического образования, осмысленное отношение к полученному опыту и обоснованный «шаг развития». Вероятно, тьюторское сопровождение тоже может быть развёрнуто в формате практикума. Тогда каждая образовательная организация сетевого взаимодействия получила бы возможность выстроить собственный маршрут освоения естественно-научных практикумов, исходя из собственных целей и условий деятельности. А ресурсная карта, созданная внутри сети, была бы востребована при вхождении новых участников, что сделало бы сетевое взаимодействие более устойчивым, перспективным и привлекательным для любой образовательной организации. 1. Асмолов А.Г., выступление перед специалистами ПАО Сбер-банк«Встреча лидеров», видеозапись, https://www.youtube.com/watch?v=Ne8ikearURE 2. Щедровицкий П.Г, лекция “Технологии мышления Георгия Щедровицкого”,видеозапись, https://www.youtube.com/watch?v=DHJ14VN4GoI

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Тюмина Марина Владимировна

Тюмина Марина Владимировна

m196104@rambler.ru

Образование:

  • Ростовский - на - Дону государственный педагогический институт, факультет истории и обществоведения, 1984 год.

Место работы:

  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр информационно-коммуникационных технологий», победитель краевого конкурса «Методическая служба – нашей новой школе», 2010 г, город Чайковский, директор до 2017 г.
  • Частный тьютор

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости