Пятница
3 Сен«Самообразовательный дайвинг» как ресурс личностного и профессионального развития педагогов
Школа 135 города Перми – одна из тех организаций, которая под руководством Куляпина Алексея Сергеевича активно ищет и находит способы введения тьюторского сопровождения в свое образовательное пространство. Как это происходит? Об этом статья заместителя директора школы Пигаревой Натальи Геннадьевны, члена Межрегиональной Тьюторской Ассоциации, автора сертифицированной технологии тьюторского сопровождения.
Цикл событий по самообразованию педагогов МАОУ «СОШ № 135» был организован в течение июня-августа 2021 года совместно с руководителем Пермского регионального отделения Межрегиональной Тьюторской Ассоциации Мариной Владимировной Тюминой.
В июне для педагогов был организован тьюторский марафон «Образовательные практики по освоению и развитию тьюторских компетенций». В июле и августе педагоги обучались в интенсивном дистанционном курсе подготовки тьюторов «Навыки самообразования», погружаясь в тему тьюторства в режиме самоорганизации.
В МАОУ «СОШ № 135» г. Перми 27 августа 2021 года педагогический коллектив в онлайн-формате под руководством М.В. Тюминой принимал участие в педагогическом совете «Самообразовательный дайвинг», нацеленный на реализацию платных образовательных услуг как индивидуальной профессиональной перспективы развития педагогов.
Само слово «дайвинг» в названии педагогического совета вызвала неоднозначные ассоциации у педагогов, такие как «погружение, уйти с головой; поймать «кайф»; это глубоко и опасно; вынырнуть; вместе с инструктором; найти новое…».
Процесс «самообразовательного дайвинга» был нацелен на решение основных задач: обсуждение кейсов, созданных педагогами школы по проблематике обучения на разных ступенях обучения; рефлексия индивидуального образовательного и профессионального опыта; поддержание инициативы в коллективе дополнительной платной образовательной услуги.
Обсуждение кейсов позволило определить реальные затруднения учащихся, педагогов и родителей при обучении в школе, а также обозначить дефициты в работе коллектива, требующие решения. Наиболее проблемными стали вопросы, связанные с организацией системы наставничества в школе, оказанием широкого спектра услуг родителям по воспитанию детей, развитием учебной самостоятельности обучающихся и самооценивания деятельности, созданием условий для самоопределения обучающихся в школе и сопровождением в выборе возможных ресурсов. Можно назвать несколько интересных предложений педагогов в развитии «родительского университета»: оказание платной услуги по сопровождению семьи, составление договора-соглашения между родителями и детьми для согласования обоюдных действий; поиск союзников среди родителей по дистанционному обучению. Точкой роста обозначено направление по сопровождению молодых и вновь пришедших педагогов в коллектив школы: создание системы наставничества (тьюторы-наставники) для ознакомления с культурой школы по взаимному выбору и понимания оценки качества работы педагога, возможностями профессионального роста.
Интерактивное вопрошание в формате игры «Моя САМОобразовательная мечта» позволили педагогам поработать со смыслом самообразования, провести рефлексию индивидуального и профессионального опыта, обозначить ключевые вопросы, способствующие достижению мечты и продумать, как перевести свои интересы в сферу дополнительных образовательных услуг.
Эффективным в работе педагогического совета стал «Веер возможностей», позволивший педагогам определить все самообразовательные действия, которые возникли как фрагменты «САМОобразовательной мечты». В коллективе единомышленников были сконструированы следующие возможности: создавать курсы по запросу учащихся, родителей, учителей, а не только по возможностям школы; организовать неформальный клуб для родителей; оказывать психологическую помощь родителям учеников и педагогам школы; тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов, учебного процесса и жизненных планов обучающихся.
Моделирование и обсуждение рыночных предложений по созданию платных образовательных услуг состоялось с применением техники «Пирамида». Наиболее жизнеспособные предложения прошли публичную защиту в коллективе и были определены следующие возможные образовательные платные услуги в школе: «Юный блогер», «Экзамен без стресса», «Работа с информационным контентом», «Тьюторское сопровождение старшеклассников», «Клуб молодых педагогов».
Рефлексия деятельности как осмысление результатов и эффектов от коллективной деятельности позволила сделать выводы, что педагоги погрузились «в сферу услуг дополнительного образования; океан возможностей для самообразования», увидели «разносторонние интересы педагогов в коллективе; актуальные предложения от коллег; множество ресурсов и перспектив для реализации своих возможностей», удивились «востребованности платных услуг; разнообразию предложений коллег; новому формату работы», задумались над «продвижением платных услуг; собственным саморазвитием», захотели действовать!
Организация педагогического совета с использованием современных интерактивных приемов и техник позволила каждому педагогу школы № 135 познакомиться с новыми форматами дистанционной работы и техниками тьюторской деятельности, увидеть и озвучить понимание ценности самообразования, определить круг потенциальных запросов на дополнительные образовательные услуги и показать готовность их оказывать.
P.S. Замечательным последействием педагогического совета стало вступление в МТА Ямиловой Светланы Михайловны, молодого педагога школы, готового приступить к созданию тьюторской службы в школе.