По следам краевой научно-практической конференции. Еще один взгляд на тьюторство.
 /  Пермский край / По следам краевой научно-практической конференции. Еще один взгляд на тьюторство.

По следам краевой научно-практической конференции. Еще один взгляд на тьюторство.

Организация тьюторского сопровождения

 проектной и исследовательской деятельности

 учащихся в основной  школе.

Кислицина Людмила Николаевна,

психолог МАОУ СОШ № 1 г.Оханска

         Одной из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся, отсутствие мотивации в получении знаний. Поэтому перед педагогами стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны, пригодится в жизни. Хочу представить опыт нашей школы в организации тьюторского сопровождения проектной и исследовательской деятельности.

         Проектная и исследовательская деятельность в нашей школе реализуется в шестых и восьмых классах. В шестых классах в рамках обязательной процедуры оценивания метопредметных умений, а именно умения проектировать и публично представлять результат своей деятельности. В восьмых классах тьюторское сопровождение осуществляется в исследовательской деятельности, с целью освоения учащимися исследовательских умений, а также публичной защите исследовательских работ.

         Использование проектно-исследовательского метода отвечает насущным требованиям образования сегодняшнего дня. Тьюторское сопровождение в этих видах деятельности необходимо, так как ученики часто сами не могут разобраться, что их интересует и как свой интерес воплотить в жизнь. Поиск решения интересующей задачи приводит к созданию устойчивых познавательных интересов. Проектно-исследовательская деятельность формирует самостоятельную, мыслительную деятельность, учащимся приходится сравнивать, анализировать, делать выводы.

         Часто, столкнувшись с первыми трудностями у учащегося угасает интерес, и вовсе не сумев найти ответ на вопрос может просто напросто «сойти с дистанции». Тьюторское сопровождение в нашей школе строится по принципу: ученик совершает действие, а тьютор создаёт условия для эффективного осуществления этого действия. Тьюторант может самостоятельно разрабатывать способы выполнения работы, которые потом обсуждают с тьютором.

Этапы тьюторского сопровождения.

1 этап. Стартовое мероприятие.

Учащиеся приглашаются в актовый зал школы, данное мероприятие носит мотивационный характер. Проведение этого мероприятия после всех уроков мало эффективно, так как учащиеся уже достаточно устали. Поэтому стартовое мероприятие проводится в учебное время.  Учащихся знакомят с предстоящей деятельностью, озвучиваются цели, задачи. Для большего понимания предстоящей деятельности перед учащимися выступают девятиклассники с наилучшими  исследовательскими работами. Также ученикам проговаривают, что лучшие исследовательские работы могут быть представлены на краевых конференциях.  Учащихся знакомят с новым понятием «тьютор» и его функциями. Для организации  сопровождения задействовано 30 тьюторов. Представление тьюторов происходит в виде агидбригады, целью которой является заинтересовать учащихся и представить тьюторов.  Ученикам предлагается выбрать тьютора. Тьюторы — это педагоги школы, владеющие тьюторскими компетенциями, они хорошо известны учащимся и особо не нуждаются в дополнительном представлении. (слайд2)

Выбор тьютора происходит следующим образом: на листах формата А4 размешено фото, фамилия, имя, отчество тьютора, три-четыри строки на которых ученики вписывают свои фамилии. Таким образом, происходит формирование тьюторских групп. Ученикам также проговаривается дата и место первой встречи с тьютором.

2 этап. Диагностический.

На этом этапе происходит изучение интересов школьников. Тьютор создает условия и предлагает способы для выявления и осмысления школьником своего познавательного интереса.  Тьюторанта тьютор знакомит с технологией «MIND MAP». Создаваемая карта является предметом диалога между тьютором и тьюторантом. Картирование побуждает подростка на размышления,  о самом себе и о своих предпочтениях.

 Тьютор предлагает тьюторанту поразмышлять о своих интересах, увлечениях, предпочтениях и визуализировать все в виде образов

Вопросы, которые можно задать тьюторанту:

  1. Расскажи пожалуйста, чем наполнен твой день?

2.В чем тебе хотелось бы разобраться более подробно?

  1. Попробуй сформулировать вопросы на которые тебе хотелось бы получить ответы?
  2. Почему для тебя это важно?

Далее происходит формулирование тьюторантом образовательного вопроса (выбор темы для дальнейшего проведения исследования.)

Так у одной из моих тьюторанток определилась тема работы «Ложь в жизни человека. Лицо человека как детектор лжи».

Вторая тьюторанка в ходе диалога проявила интерес  к вопросу: «Есть ли связь между почерком человека и его характером».

 Также тьюторант может самостоятельно выбрать вид своего исследования:

1.Теоретическое исследование.

2.Экспериментальная работа.

3.Теоретико — экспериментальная работа.

3 этап. Реализационный .

На этом этапе происходит поиск образовательных ресурсов и разработка плана познавательной деятельности. Метод картографии может помочь тьюторанту выстроить последовательность своих действий в проведении и оформлении исследовательской работы. Уместно проведение как индивидуальных так и групповых тьюториалов. Групповые тьюториалы могут проводится   для тьюторантов со схожими образовательными затруднениями. Задачей тьютора является знакомство обучающихся с открытым образовательным пространством, расширение ресурсного поля, формирование умения анализировать и отсеивать ненужную информацию, поддержка самостоятельности и активности. Тьюторские встречи проводятся по договоренности между тьютором и тьюторантом, но не реже одного раза в неделю. Инициатором встречь выступает тьюторант, но  бывают случаи, когда тьюторант сам инициативу не проявляет тогда инициатором может выступить и тьютор.

Пример: Тьюторантка 8 класс в начале проявляла активность, но на очередной тьюториал не пришла. Когда я спросила, как у нее дела, она ответила, что работа у нее почти завершена. Я поинтересовалась, что ей уже удалось сделать, а тьюторантка не дала внятный ответ. Прошло еще пару недель а ее так и не было. Я, снова встретив ее в коридоре школы, поинтересовалась как продвигаются дела и она убедила меня, что на днях зайдет и покажет работу. Так и произошло. Тьюторантка принесла уже оформленную работу, я ее просмотрела и задала пару вопросов по содержанию работы. Восьмиклассница призналась, что исследовательскую работу скачала в интернете

         Деятельность тьютора и тьюторанта отражается в « Маршрутном листе» в котором фиксируются этапы деятельности, сроки выполнения каждого из этапов,  продукт деятельности (карта, презентация и т.д.)(слайд6)

4 этап. Аналитический этап.

На этом этапе происходит анализ полученных данных и оформление работы. Анализируя прошлый опыт у многих учащихся на этом этапе возникает множество затруднений: как правильно оформить работу или проведенное исследование, поэтому целесообразно проведение групповых тьюториалов,  в ходе которых тьютор помогает найти ответы на вопросы тьюторантов.

     Когда работа полностью завершена, исследования проведены и все оформлено надлежащим образом работа проверяется на сайте «Антиплагиат». Затем проходит рецензирование. Рецензию пишет не тьютор, который работал  с тьюторантом а другие педагоги компетентные в той области в которой было проведено исследование.

5 этап. Презентационный.

Организация проектно-исследовательской деятельности предлагает публичное представление результатов. На этом этапе тьюторское сопровождение направлено на помощь тьюторанту в подготовке к защите своего проекта или исследования.

         Для процедуры публичного представления деятельности создается компетентное жюри, которое критериально оценивает проведенное исследование. Баллы, набранные при защите работы, переводятся в оценку и выставляются по предмету, в области которого было проведено исследование. Для учащихся, которые с первого раза не смогли защитить свою работу, назначается дополнительная процедура оценивания.

6 этап. Рефлексивный.

На этом этапе происходит обсуждение «пройденного пути», фиксация внимания тьюторанта на проблемных ситуациях и способах их разрешения. Возможно поиск ответов на вопрос: «Что нужно было сделать иначе, чтобы результат был иным.»

Вопросы для рефлексии тьюторанта:

1.Смог ли ты получить ответ на интересующий тебя вопрос?

  1. Какие трудности у тебя возникали, как ты их преодолевал?
  2. Какие навыки ты приобрел, будут ли они тебе полезны в будущем?
  3. Что для тебя наиболее ценно в деятельности которую ты осуществлял?
  4. Будишь ли ты заниматься этим дальше?
  5. На твой взгляд, какие ошибки ты допустил? Как ты думаешь почему они были допущены?
  6. Как ты сам оцениваешь свою работу? Доволен ли ты тем как была оценена твоя работа?

8.Что нужно было сделать иначе, чтобы результат был иным.

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Зюрина Татьяна Анатольевна

Зюрина Татьяна Анатольевна

september2@yandex.ru

Образование:

  • Пермский государственный педагогический университет, исторический факультет. Московский городской педагогический университет, магистерская программа «Тьюторство в цифровой образовательной среде»

Место работы:

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Ал. Кирьянова» г. Чайковский

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования и технологии интерактивного вопрошания
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости