Суббота
1 ДекПо следам краевой научно-практической конференции. Еще один взгляд на тьюторство.
Организация тьюторского сопровождения
проектной и исследовательской деятельности
учащихся в основной школе.
Кислицина Людмила Николаевна,
психолог МАОУ СОШ № 1 г.Оханска
Одной из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся, отсутствие мотивации в получении знаний. Поэтому перед педагогами стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны, пригодится в жизни. Хочу представить опыт нашей школы в организации тьюторского сопровождения проектной и исследовательской деятельности.
Проектная и исследовательская деятельность в нашей школе реализуется в шестых и восьмых классах. В шестых классах в рамках обязательной процедуры оценивания метопредметных умений, а именно умения проектировать и публично представлять результат своей деятельности. В восьмых классах тьюторское сопровождение осуществляется в исследовательской деятельности, с целью освоения учащимися исследовательских умений, а также публичной защите исследовательских работ.
Использование проектно-исследовательского метода отвечает насущным требованиям образования сегодняшнего дня. Тьюторское сопровождение в этих видах деятельности необходимо, так как ученики часто сами не могут разобраться, что их интересует и как свой интерес воплотить в жизнь. Поиск решения интересующей задачи приводит к созданию устойчивых познавательных интересов. Проектно-исследовательская деятельность формирует самостоятельную, мыслительную деятельность, учащимся приходится сравнивать, анализировать, делать выводы.
Часто, столкнувшись с первыми трудностями у учащегося угасает интерес, и вовсе не сумев найти ответ на вопрос может просто напросто «сойти с дистанции». Тьюторское сопровождение в нашей школе строится по принципу: ученик совершает действие, а тьютор создаёт условия для эффективного осуществления этого действия. Тьюторант может самостоятельно разрабатывать способы выполнения работы, которые потом обсуждают с тьютором.
Этапы тьюторского сопровождения.
1 этап. Стартовое мероприятие.
Учащиеся приглашаются в актовый зал школы, данное мероприятие носит мотивационный характер. Проведение этого мероприятия после всех уроков мало эффективно, так как учащиеся уже достаточно устали. Поэтому стартовое мероприятие проводится в учебное время. Учащихся знакомят с предстоящей деятельностью, озвучиваются цели, задачи. Для большего понимания предстоящей деятельности перед учащимися выступают девятиклассники с наилучшими исследовательскими работами. Также ученикам проговаривают, что лучшие исследовательские работы могут быть представлены на краевых конференциях. Учащихся знакомят с новым понятием «тьютор» и его функциями. Для организации сопровождения задействовано 30 тьюторов. Представление тьюторов происходит в виде агидбригады, целью которой является заинтересовать учащихся и представить тьюторов. Ученикам предлагается выбрать тьютора. Тьюторы — это педагоги школы, владеющие тьюторскими компетенциями, они хорошо известны учащимся и особо не нуждаются в дополнительном представлении. (слайд2)
Выбор тьютора происходит следующим образом: на листах формата А4 размешено фото, фамилия, имя, отчество тьютора, три-четыри строки на которых ученики вписывают свои фамилии. Таким образом, происходит формирование тьюторских групп. Ученикам также проговаривается дата и место первой встречи с тьютором.
2 этап. Диагностический.
На этом этапе происходит изучение интересов школьников. Тьютор создает условия и предлагает способы для выявления и осмысления школьником своего познавательного интереса. Тьюторанта тьютор знакомит с технологией «MIND MAP». Создаваемая карта является предметом диалога между тьютором и тьюторантом. Картирование побуждает подростка на размышления, о самом себе и о своих предпочтениях.
Тьютор предлагает тьюторанту поразмышлять о своих интересах, увлечениях, предпочтениях и визуализировать все в виде образов
Вопросы, которые можно задать тьюторанту:
- Расскажи пожалуйста, чем наполнен твой день?
2.В чем тебе хотелось бы разобраться более подробно?
- Попробуй сформулировать вопросы на которые тебе хотелось бы получить ответы?
- Почему для тебя это важно?
Далее происходит формулирование тьюторантом образовательного вопроса (выбор темы для дальнейшего проведения исследования.)
Так у одной из моих тьюторанток определилась тема работы «Ложь в жизни человека. Лицо человека как детектор лжи».
Вторая тьюторанка в ходе диалога проявила интерес к вопросу: «Есть ли связь между почерком человека и его характером».
Также тьюторант может самостоятельно выбрать вид своего исследования:
1.Теоретическое исследование.
2.Экспериментальная работа.
3.Теоретико — экспериментальная работа.
3 этап. Реализационный .
На этом этапе происходит поиск образовательных ресурсов и разработка плана познавательной деятельности. Метод картографии может помочь тьюторанту выстроить последовательность своих действий в проведении и оформлении исследовательской работы. Уместно проведение как индивидуальных так и групповых тьюториалов. Групповые тьюториалы могут проводится для тьюторантов со схожими образовательными затруднениями. Задачей тьютора является знакомство обучающихся с открытым образовательным пространством, расширение ресурсного поля, формирование умения анализировать и отсеивать ненужную информацию, поддержка самостоятельности и активности. Тьюторские встречи проводятся по договоренности между тьютором и тьюторантом, но не реже одного раза в неделю. Инициатором встречь выступает тьюторант, но бывают случаи, когда тьюторант сам инициативу не проявляет тогда инициатором может выступить и тьютор.
Пример: Тьюторантка 8 класс в начале проявляла активность, но на очередной тьюториал не пришла. Когда я спросила, как у нее дела, она ответила, что работа у нее почти завершена. Я поинтересовалась, что ей уже удалось сделать, а тьюторантка не дала внятный ответ. Прошло еще пару недель а ее так и не было. Я, снова встретив ее в коридоре школы, поинтересовалась как продвигаются дела и она убедила меня, что на днях зайдет и покажет работу. Так и произошло. Тьюторантка принесла уже оформленную работу, я ее просмотрела и задала пару вопросов по содержанию работы. Восьмиклассница призналась, что исследовательскую работу скачала в интернете
Деятельность тьютора и тьюторанта отражается в « Маршрутном листе» в котором фиксируются этапы деятельности, сроки выполнения каждого из этапов, продукт деятельности (карта, презентация и т.д.)(слайд6)
4 этап. Аналитический этап.
На этом этапе происходит анализ полученных данных и оформление работы. Анализируя прошлый опыт у многих учащихся на этом этапе возникает множество затруднений: как правильно оформить работу или проведенное исследование, поэтому целесообразно проведение групповых тьюториалов, в ходе которых тьютор помогает найти ответы на вопросы тьюторантов.
Когда работа полностью завершена, исследования проведены и все оформлено надлежащим образом работа проверяется на сайте «Антиплагиат». Затем проходит рецензирование. Рецензию пишет не тьютор, который работал с тьюторантом а другие педагоги компетентные в той области в которой было проведено исследование.
5 этап. Презентационный.
Организация проектно-исследовательской деятельности предлагает публичное представление результатов. На этом этапе тьюторское сопровождение направлено на помощь тьюторанту в подготовке к защите своего проекта или исследования.
Для процедуры публичного представления деятельности создается компетентное жюри, которое критериально оценивает проведенное исследование. Баллы, набранные при защите работы, переводятся в оценку и выставляются по предмету, в области которого было проведено исследование. Для учащихся, которые с первого раза не смогли защитить свою работу, назначается дополнительная процедура оценивания.
6 этап. Рефлексивный.
На этом этапе происходит обсуждение «пройденного пути», фиксация внимания тьюторанта на проблемных ситуациях и способах их разрешения. Возможно поиск ответов на вопрос: «Что нужно было сделать иначе, чтобы результат был иным.»
Вопросы для рефлексии тьюторанта:
1.Смог ли ты получить ответ на интересующий тебя вопрос?
- Какие трудности у тебя возникали, как ты их преодолевал?
- Какие навыки ты приобрел, будут ли они тебе полезны в будущем?
- Что для тебя наиболее ценно в деятельности которую ты осуществлял?
- Будишь ли ты заниматься этим дальше?
- На твой взгляд, какие ошибки ты допустил? Как ты думаешь почему они были допущены?
- Как ты сам оцениваешь свою работу? Доволен ли ты тем как была оценена твоя работа?
8.Что нужно было сделать иначе, чтобы результат был иным.