Первый кейс. Как пригласить педагогов в тьюторскую службу?
 /  Государственная школа / Пермский край / Первый кейс. Как пригласить педагогов в тьюторскую службу?

Первый кейс. Как пригласить педагогов в тьюторскую службу?

Мы начинаем публикацию серии управленческих кейсов, связанных с организацией и деятельностью тьюторской слуджбы в школе. Автор кейсов – заместитель директора школы Мастерград города Перми Яковлева Ирина Викторовна

Задача. В пермской школе «Мастерград» строится тьюторская служба. Кто будет входить в ее состав? Вот вопрос, на который в литературе и Интернете можно найти различные ответы. Например, можно ввести должности тьюторов. Но где их взять? И должности и самих тьюторов. Можно внести в должностные обязанности педагогов тьюторские компетенции, и даже провести их обучение, а затем требовать какие-нибудь отчеты. Но ведь это фикция. А текущая ситуация требует внесение изменений в педагогическую позицию. Ведь:

  • Нынешнее поколение школьников живут в ситуации многочасовой работы родителей, друзей имеют в основном в социальных сетях, большое количество времени занимаются письменными практиками. И, на наш взгляд, испытывают большие трудности в живой коммуникации.
  • Снижается успеваемость и мотивация к учению, дети не являются субъектами образовательной деятельности.
  • Нормативные документы системы образования нацеливают на формирование самых разнообразных результатов обучения, в том числе и soft skills (мягких навыков).

Мастерград – уникальная школа. Мы строим пространство выбора для учащихся и для учителей. Без субъектной позиции педагогов сложно говорить об индивидуализации для детей.

Цель. Хочу остановиться и пояснить зачем мне как управленцу нужна тьюторская служба в школе. Сама я познакомилась с технологией тьюторства в 2012 году. Познакомилась на практике, затем сама много читала, принимала участие во многих событиях, демонстрирующих и основанных на применении тьюторских технологий. И убеждена, что за тьюторством будущее системы образования.

В образовании разработаны различные технологии обучения. Однако проблем все больше. Мы наблюдаем снижение успеваемости, дети не хотят учиться, не видят ценности образования. Все чаще говорят о формировании мотивации, но, на мой взгляд, предлагают приемы работы учителя, а что происходит с детьми, об этом речи нет. Предлагают, чтобы учитель «пел и плясал», завлекал, шел навстречу ребенку. А если спросить у ученика, что ему нужно, какие у него интересы и чем школа может ему помочь. Для этого и нужен тьютор. Ведь всем известно, что его основная задача – проявить субъектность школьника. Если педагог будет понимать, знать и принимать эту позицию, то в школе будет развиваться другая модель образовательного процесса – субъектная модель. Вот в этом и состоит моя цель поддержки существования тьюторской службы – создать в школе субъектную модель образования. Пусть это и звучит высокопарно.

Здесь следует добавить, что в школе развивается пространство выбора: мы постепенно вводим поточно-групповое обучение с возможностью выбора школьником группы, по видам деятельности, по уровню сложности. Она внедряется с некоторыми трудностями, но движение есть. Главное, что это касается именно учебного процесса, а не только дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Коллектив. Итак, пространство выбора строится и в конце каждого учебного года мы презентуем на весь коллектив, что было, какие компоненты пространства расширились. И каждый раз говорим о том, что этот процесс надо сопровождать, надо обсуждать с детьми ситуацию выбора, что они хотели и что получилось, какой следующий шаг или выбор они сделают.

Так было два года подряд. Это очень важный момент. Весь коллектив должен слышать от административной команды запрос на применение новой технологии. На второй год мы провели внутришкольный семинар, на котором постарались разобраться, что такое тьюторство, для чего оно необходимо в школе.

И еще важный момент – педагогический коллектив должен доверять администрации. Коллеги должны чувствовать поддержку идей. В школе нужно создавать проектное пространство для учителей. В этом будет проявляться субъектность педагогов. У них начнет формироваться желание что-то делать, в чем-то участвовать по собственной инициативе.

Индивидуальное приглашение. Такое пространство позволит проявить интересов педагогов. И когда появится возможность попасть на курсовую подготовку, в том числе и по тьюторству, найдутся желающие освоить эту технологию. В нашем случае так и случилось. Но необходимо честно сказать, что такое предложение – принять участие в курсах повышения квалификации – было сделано конкретным людям. Ведь администрация должна знать свой коллектив, потенциал каждого педагога.

Первый раз был обучен один учитель, затем предложение было сделано еще двоим педагогам. Итак, уже четверо. Плюс в коллективе было еще три человека, прошедших курсовую подготовку ранее (в других местах работы). Шесть человек – уже сила, команда, которая может организовывать события, проводить рефлексию с учащимися, обсуждать ситуации, представлять результаты. После этого было объявлено на весь педагогический коллектив о наборе проектной группы, которая будет заниматься тьюторским сопровождением школьников. В группу вошли еще три человека.

Результат. Сейчас тьюторская служба Мастерграда состоит из одиннадцати человек.

Итак, что же мы сделали?

Шаг 1. Запрос от администрации на данную технологию всему коллективу.

Шаг 2. Проблемный семинар на уровне школы со всем коллективом.

Шаг 3. Индивидуальное обучение.

Шаг 4. Формирование первичной команды. Начало работы команды, презентация результатов.

Шаг 5. Приглашение в проектную группу других членов коллектива.

 

Вопросы:

Кто, по Вашему мнению, в большей степени влияет на ситуацию появления тьюторской службы в школе?

Есть ли ошибки в решениях руководителя в предложенном кейсе? Какие?

Как должны (могут) поступить участники, если их не интересует тьюторская технология, а они получили приглашение в проектную группу? Как реагировать на эти решения руководителю?

Предложите другие решения  проблематики кейса..

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Тюмина Марина Владимировна

Тюмина Марина Владимировна

m196104@rambler.ru

Образование:

  • Ростовский - на - Дону государственный педагогический институт, факультет истории и обществоведения, 1984 год.

Место работы:

  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр информационно-коммуникационных технологий», победитель краевого конкурса «Методическая служба – нашей новой школе», 2010 г, город Чайковский, директор до 2017 г.
  • Частный тьютор

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

Координатор страницы Государственной школы

Координатор страницы Государственной школы

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости