Очевидное – неочевидно.
 /  Пермский край / Очевидное – неочевидно.

Очевидное – неочевидно.

Закончилась последняя сессия вторых курсов повышения квалификации по теме «Тьюторское сопровождение самоопределения учащихся основной школы». Еще раз убедилась в том, что публичная защита выпускных работ – колоссальный ресурс для развития, как самих участников, так и ведущего курсы. Многое становится очевидным. Что присвоено в ходе курсовой подготовки, а что осталось за бортом. Что легло в «чемодан», а что выброшено «в корзину». Вроде бы с образовательным  пространством все становится осмысленнее. Чем больше возможностей для выбора – тем больше шансов, что подростки начнут самостоятельно строить  свой путь, принимать собственные решения, получать личный опыт проб и ошибок. С позициями все сложнее. Удержать тьюторскую позицию удается далеко не всем. Чаще сквозит позиция классного руководителя или управленца. И это объяснимо. Отдельные штатные единицы тьюторов есть в одной школе из двадцати.  Очень позитивно участники высказываются об освоенных техниках и технологиях индивидуализации. С готовностью включают их в свою практику. Не знаю, радоваться этому или огорчаться. Ведь технологии – это инструмент. А любым инструментом важно пользоваться по назначению. Очевидно ли для моих курсантов назначение? Не уверена. В подтверждение сомнению – результаты итогового теста. Поначалу отнеслась к нему очень скептически. Тест? Да что он покажет? Фикция одна. Следую формальным требованиям, создаю и провожу его. И вот казус. На вопрос: какой принцип является ведущим при организации тьюторской деятельности, 8 человека из 26 отвечают – «индивидуальный подход».  Вот так так…А мне-то казалось, что мы так глубоко и серьезно развели индивидуализацию и индивидуальный подход. Видимо, не так глубоко, и не так серьезно и вообще не развели. Но публичная защита – это, безусловно, фотография результативности. Даже то, какими словами говорят авторы работ –  показатель качества. Радует молодежь. Никакого глобализма. Берут один тьюториал, продумывают его до тонкостей, встраивают в пространство выбора своей школы… Понимают, что делают, как, на какой результат работают, какие риски надо учесть…. Сердце поет. А потом – другая сторона медали. В тексте выступления звучит: «мы подсказывали, подсматривали, направляли, организовывали. Значит, мы были тьюторами». Все внутри сжимается. Как же так? Откуда такое представление взялось? Где я «проскочила», «пролетела» по поверхности, не помогла вникнуть в сущность? Да, есть над чем задуматься.

Но все же, радости больше, чем огорчений. Вот некоторые фрагменты рефлексивных эссе.

«У тьютора нет предмета преподавания, у него есть, выражаясь языком М. Хайдеггера, предмет его заботы. Предметом заботы тьютора является содержание самосознания, личной мыследеятельности тьюторанта – его цели, его успехи и неудачи, отношение тьюторанта к самому себе в образовательной реальности. Иными словами, тьютор имеет дело с мыслями и действиями, оценками и переживаниями тьюторанта в отношении самого себя. Тьютору «интересно», что такое сам ученик. Каковы его цели, желания? Как он относится к собственным образовательным победам и неудачам?»

«Основной инструмент тьютора – это вопросы. Уметь ответить вопросом на вопрос, задать такие эффективные вопросы, за счет которых твой подопечный начинает глубже видеть проблему и осознавать способы её решения, уметь продлевать и углублять вопросы — в этом искусство тьютора!»

«Как-то наткнулась на слова  австрийского педагога Артура  Шнабеля:  «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика». Это высказывание вполне может стать девизом в моей работе тьютора».

«…И у меня возникло много вопросов. Как можно применить тьюторство, например, в 5-ом классе (я – классный руководитель в 5-ом классе)? Как совместить тьюторство и классное руководство? А как эти функции разделить? Как найти своего тьюторанта? Или его искать не надо? Как взаимодействовать с тьюторантом? Какими техниками пользоваться в общении с тьюторантом? Каковы границы этого общения? Что допустимо обсуждать тьютору? Как измерить результат работы тьютора? Как эту работу оценить? И как она будет оплачиваться?»

 

Хорошо бы провести контент-анализ  представленных текстов. Получилось бы серьезное исследование. Оно бы  и отделило очевидное от неочевидного. Задача на развитие.

 

 

 

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Зюрина Татьяна Анатольевна

Зюрина Татьяна Анатольевна

september2@yandex.ru

Образование:

  • Пермский государственный педагогический университет, исторический факультет. Московский городской педагогический университет, магистерская программа «Тьюторство в цифровой образовательной среде»

Место работы:

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Ал. Кирьянова» г. Чайковский

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования и технологии интерактивного вопрошания
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости