Воскресенье
15 ДекНе все, что гладко, хорошо.
Два дня напряженной работы и масса эмоций (не всегда положительных).
11 декабря состоялся заключительный этап краткосрочных курсов повышения квалификации для педагогов Березовского района по технологиям работы с будущим подростков. Обсуждали опыт проведения профессионально-деятельностных проб в проекте «Управляй сечтой-4». Обсуждение высветило несколько важных затруднений, которые в ходе рефлексии были развернуты в шаги развития. Одна из трудностей – работа с запросом учащихся. Предложили – организовать специальную работу с классными руководителями так, чтобы они смогли сопровождать деятельность подростков по написанию мотивационных писем. Кроме того, были даны рекомендации организаторам проекта – необходимо выделить специальное время в проекте для работы тьютора с запросом ребят. В этом же направлении было предложено вообще пересмотреть тайм-менеджмент в проекте. Еще одну трудность отметили участники курсов – проведение рефлексии после пробы. Все заметили, как важно, чтобы подросток не только высказал свои эмоции по поводу пройденной пробы, но и сделал следующий шаг – определил свои дальнейшие действия. Открытием для участников стало то, что тьютор попадает в такие ситуации, которые связаны с форс-мажором: не пришел профессионал, профессионал действует не так, как договаривались. От тьютора требуется мобильность в принятии решений о продолжении или прекращении пробы. Это – его ответственность: за безопасность и содержательность происходящего. Еще одна ситуация затруднения: тьюторант неудовлетворен пробой или наоборот находится в эйфории. Как перевести эмоции в содержание? Это – важная задача тьюторского сопровождения. Новым взглядом посмотрели педагоги на взаимодействие тьютора и профессионала. Определили, что понимание между этими двумя субъектами – обязательное условие для качественной пробы. Вроде бы все содержательно, перспективно… А удовлетворения нет. Задаю себе вопрос, почему? Ответ какой-то тривиальный. Не хватило времени на индивидуальное осмысление. Результаты проб обсуждали в малых группах, а слушали только обобщенные результаты. Потом хотелось успеть поработать и с вопрошанием, и с медиа ресурсами. Попала в самую распространенную ловушку, когда количество становится важнее качества. Очень неприятное осознание. В итоге, и у педагогов незавершенный гештальт, и у меня, как руководителя курсов, неудовлетворенность. Думала, что эту учительскую привычку – выполнять план в ущерб содержанию я уже в себе изжила. Оказывается, нет! Полезный опыт.
12 декабря – праздник. Защита диссертаций в тьюторской магистратуре. Ничего не предвещало неприятностей. С магистрантами (правда, не со всеми) часто виделись на наших научно-методических семинарах. Обсуждали их замыслы, делились своими практиками, дополняли их представления новыми источниками из библиотеки тьютора. Слушаем первых авторов. Гордость переполняет сердце! Все замечательно! Ах, как выросли наши коллеги! Какие исследования провели! Какие выводы сделали! Достойный вклад в общее дело! Радуюсь, что диссертации появятся в сети Интернет. Дополнительная возможность знакомиться с тонкостями тьюторского сопровождения очевидна. Но рано радовалась. Два выступления насторожили, огорчили и разочаровали. В итоге – низкие оценки, неприятный разговор. И вот она та самая ситуация нравственного и профессионального выбора. Закрыть глаза на слабые стороны, и «не портить людям жизнь» или открыто заявить о своей позиции. Выбрала вторую. Ведь мы ответственны за то, что выпускаем в открытое пространство. А внутри такой осадок, что …Ух! Бессонная ночь, масса диалогов с коллегами. Делаем выводы, думаем, как менять свое взаимодействие с магистрантами… Что ж, тоже опыт. Пусть не все гладко, зато очень полезно!
Огромная благодарность Лашовой Валентине Афансьевне и Косолаповой Ларисе Александровне за поддержку и возможность профессионального развития!