Модели тьюторского сопровождения и организация тьюторских проб в профессиональном самоопределении учащихся на старшей ступени в условиях открытого образовательного пространства
 /  Пермский край / Модели тьюторского сопровождения и организация тьюторских проб в профессиональном самоопределении учащихся на старшей ступени в условиях открытого образовательного пространства

Модели тьюторского сопровождения и организация тьюторских проб в профессиональном самоопределении учащихся на старшей ступени в условиях открытого образовательного пространства

Формированием тьюторской позиции и организацией тьюторского сопровождения учащихся педагогический коллектив школы занимается уже не первый год. Педагогический коллектив школы рассматривает тьюторское сопровождение как специально организованное педагогическое сопровождение в оформлении образа будущего человека и построения адекватной программы по его достижению. Основным предназначением тьютора мы видим: — оказание помощи ребенку в создании образа самого себя, концепции личности, в осознании собственной уникальности; — оказание помощи учащемуся в осознании своих образовательных и профессиональных интересов, составлении ресурсной карты для их реализации и выработке ИОП; — организацию работы с индивидуальными учебными характеристиками. — обеспечение индивидуального предметного продвижения в разных областях научного знания; — оказание помощи учащимся в освоении технологий, обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе образовательного процесса; — развитие индивидуальной социальной активности ребенка; — обеспечение индивидуального продвижения в разных сферах творческой, научной, спортивной и т.п. деятельности. Результат тьюторского сопровождения выражается: — в достижении каждым учащимся своего собственного образа; — в определении своего пути в образовании, осмысление своего заказа к образованию; — в принятии ответственности за свое будущее. Исходя из вышеизложенного, становиться очевидно, насколько велика ответственность, которая ложиться на педагога, занявшего тьюторскую позицию в отношении своих воспитанников. Каждый педагог нашей школы совмещает два и более функционала: учителя и классного руководителя, а так же администратора, педагога ДО, руководителя ДШО или УТМ и т. д. Мы не ставим цели вводить в школе еще и должность тьютора. Важнее организовать работу таким образом, что бы педагоги разобрались в основных понятиях тьюторства, приняли их и затем начали формировать в себе необходимые компетентности тьютора, осуществляя пробы в своей практической деятельности. При этом, считаем мы, будет целесообразнее, если каждый специалист, работающий с детьми, не зависимо от выполняемого функционала, будет компетентным тьютором. Таким образом, в школе сложились определенные модели тьюторского сопровождения, которые представлены в таблице. Позиция тьютора в функцинале: Функция тьютора завуча профильной школы Помощь учащемуся в самоопределении и выработке ИОП. куратора потока Помощь учащемуся в осознании своих образовательных интересов. Обеспечение предметного движения в разных областях научного знания. классного руководителя Развитие индивидуальной социальной активности ребенка Помощь учащимся в освоении технологий, обеспечивающих возможность саморазвития и самовыражения в ходе образовательного процесса. руководителя УТМ Помощь учащемуся в осознании профессиональных интересов, составлении ресурсной карты для их реализации и выработке ИОП Помощь учащимся в освоении технологий, обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе образовательного процесса. руководителя исследовательских работ Обеспечение индивидуального предметного движения в разных областях научного знания. Помощь учащимся в освоении технологий, обеспечивающих возможность самообразования в ходе образовательного процесса. педагога-психолог Помощь ребенку в создании образа самого себя, концепции личности, в осознание собственной уникальности. учителя – предметника Работа с индивидуальными учебными характеристиками. Помощь учащимся в освоении технологий, обеспечивающих возможность самообразования в ходе образовательного процесса. педагога –стажиста Обеспечение индивидуального движения молодых педагогов в их профессиональном становлении администрации школы Обеспечение индивидуального развития педагогов школы в их освоении тьюторской позиции Интересна модель учащегося – тьютора, которая тоже имеет место в практике нашей школы.Его тьюторская функция проявляется в оказании сопровождения саморазвития социальной активности ребенка. Одним из важных и непростых вопросов в совместной деятельности тьютора и тьюторанта является момент установления сотрудничества. Как создать благоприятные условия, при которых педагог сможет проявить свои тьюторские позиции, а «юноша, обдумывающий житье» захочет сотрудничать с педагогом, готовым оказывать тьюторское сопровождение? В нашей школе такие условия созданы, благодаря реализации разработанной образовательной программы «Мои университеты» Идея программы «Мои университеты» заключается в создании насыщенной рефлексивно-проектной среды, позволяющей молодым людям сформулировать собственные профессионально-жизненные замыслы и проверить их обоснованность на практике, увидеть в настоящем очертания собственного будущего.Программу реализуется в четырех модулях: образовательном, проектно-деятельностном, рефлексивно аналитическом и в модуле самоорганизации. В образовательном пространстве школы полного дня моделируются реалии современной жизни, в которые попадут старшеклассники в ближайшем будущем. И это важнейшие особенности современной российской системы высшего и среднего профессионального образования: а) состоящей из учебных заведений различного статуса; б) двухуровневая системы «бакалавриат-магистратура»; в) процедуры поступления и переходов из одного учреждения в другое, г) балльно-рейтинговой системы оценивания; д) повышение доли самостоятельной работы студентов; е) сочетания инвариантной и вариативной компонент учебного плана. Учащиеся, принимающие участие в реализации данной программы, постоянно оказываются в ситуации выбора, они изучают желаемый образ жизни, стоящий за выбираемой профессией, а так же разрабатывают образовательные проекты, направленные на достижение собственных профессионально-образовательных целей. Они постоянно находятся в условиях интерактивной деятельности, направленной на уточнение и коррекцию собственных профессиональных намерений. Им предстоит выбирать: • краткосрочные курсы, принимая участие в которых они реализуют свои профессиональные и (или) личностные интересы и развивают способности; • мастер-классы, проводимые взрослыми – профессионалами в тех видах деятельности, которые выбрали ребята (проводятся в форме пресс-конференций с профессионалами) • компетентностные пробы в различных видах профессиональной деятельности, организованные самими учащимися и (или) по их заявке. При этом, учащиеся оказываются в ситуации необходимой самостоятельности. Молодые люди учатся структурировать в соответствии с собственными интересами время, «ненормируемое» взрослыми, преодолевать трудности образовательного, коммуникативного и психологического характера. Программа содержит различные формы досуговой (внеклассной) активности, которые проектируются самими учащимися и сопровождаются тьюторами. Это: • разработка и реализация проектов как школьных событий. • запуск различного рода «площадок по интересам» (клубы, кружков и т. п.). Таким образом, принимая участие в образовательной программе «Мои университеты»каждый учащийся формирует собственную индивидуальную образовательную программу, которая и приведет его к достижению целей. Программа реализуется при активном участии педагогов, которые устанавливая личностные контакты с учащимися, осуществляют тьюторское сопровождение учащихся. Этому способствуют игровая ситуация, связанная с обучением в университете, во время которой учащиеся осваивают балло-рейтинговую систему оценки результатов образовательной деятельности, принимают участие в рефлексивных семинарах, защищают собственные проекты, составляют свой органайзер -портфолио, в котором фиксируют свои достижения. Педагоги-тьюторы проводят занятия и краткосрочные курсы, сопровождают проекты учащихся их профессиональные пробы, а так же проводят рефлексивные семинары. Условия, созданные благодаря образовательной программе «Мои университеты», расширяют образовательное пространство учащихся старшей ступени, выводя их за пределы узкоориентрованных школьных предметов и внеклассных мероприятий и предоставляют возможность для организации сотрудничества учащегося и педагога, осваивающего тьюторские позиции.

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Тюмина Марина Владимировна

Тюмина Марина Владимировна

m196104@rambler.ru

Образование:

  • Ростовский - на - Дону государственный педагогический институт, факультет истории и обществоведения, 1984 год.

Место работы:

  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр информационно-коммуникационных технологий», победитель краевого конкурса «Методическая служба – нашей новой школе», 2010 г, город Чайковский, директор до 2017 г.
  • Частный тьютор

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости