Кто такой учитель будущего?
 /  Пермский край / Кто такой учитель будущего?

Кто такой учитель будущего?

Так называется статья в краевой газете «Деловой интерес» от 7 октября 2020 года. В ней речь идет о школе № 135 г. Перми, педагоги которой активно занимаются развитием тьюторства.

Пермская школа №135 – лидер тьюторства в России.

Первое, что замечаешь в кабинете директора школы Алексея Куляпина, – сертификат Межрегиональной тьюторской ассоциации, подтверждающий, что коллектив педагогов в составе Алексея Куляпина, Натальи Пигаревой, Ларисы Косолаповой и Татьяны Костаревой на базе МАОУ «СОШ №135» реализует тьюторскую технологию «Сопровождение деятельностного самоопределения подростков в инженерном образовании». Эта технология, как свидетельствует сертификат, прошла экспертизу, оценена положительно и рекомендована для тиражирования на федеральном уровне.

ЕСЛИ ТЬЮТОР ТЕБЕ ИМЯ

По мнению Алексея Куляпина, тьютора можно назвать не только педагогом будущего, но и настоящего.

– Вот смотрите: шаг в будущее у нас делают не только ученики, но и их преподаватели. И этот тандем школьника и педагога собирает не только, к примеру, робототехническую конструкцию, но и приобретает навык к конструированию самих себя, свое будущее, а для учителя это еще и выстраивание своей профессиональной карьеры, – объясняет директор школы.

В школе настойчиво и внимательно культивируют тьюторскую культуру. Педагоги получают специальное образование в магистратуре по тьюторству Пермского педуниверситета, которая создана при непосредственном участии 135–й школы. Сам директор, например, – член государственной экзаменационной комиссии по тьюторству при этой магистратуре. И это позволяет привлекать новые кадры в его школу, а вузовской науке – давать возможности узнавать и учитывать потребности общеобразовательной школы.

Учитель начальной школы Любовь Яблокова, которой недавно было присвоено звание «Почетный работник просвещения и воспитания РФ», убеждена, что тьютор обязан саморазвиваться, идти в ногу со временем и повышать свое педагогическое мастерство. А успех его практики зависит от того, насколько слаженно действуют четыре составляющие процесса образования ребенка: сами ученики, их родители, педагоги и социальные партнеры школы.

– Вот уже девять лет я параллельно с учительством в начальной школе веду спортивный класс хоккея на траве, более 15 лет сотрудничаю в этом направлении со спортшколой «Орленок», – говорит она.

Предмет гордости Любови Яблоковой – та прекрасная инфраструктура для травяного хоккея, что создана в школе. Так, стадион со специальной травой удостоился высокой оценки президента Федерации хоккея на траве РФ, который пообещал проводить на нем соревнования федерального уровня.

– Любовь Степановна вот уже пять лет – тьютор по работе с одаренными детьми, – добавляет директор. – Под ее руководством ученики с первого по четвертый класс ведут исследовательские работы по биологии, спорту, IT–технологиям, психологии и т.д. В минувшем году, например, шестеро наших учеников – среди 1200 участников –

защищали свои работы в Московском химико–технологическом университете имени Д.И. Менделеева и четверо из них стали победителями и призерами, привезли школе орден Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо».

– Эти шестеро – верхушка пирамиды, – поясняет Яблокова. – В ее основании – практически все ученики начальных классов, защищающие свои работы. На школьный уровень вышли 25 из них, а на краевой – восемь. Интересы у ребят самые разные. Например, работа пятиклассника Саши Григорьева, победителя федерального конкурса, называется «Тихоходки» и посвящена биологическим особенностям существования микроорганизмов. А его одноклассница Настя Чиркова исследовала такие средства от гололеда, которые не наносят вреда природе.

И НИТЬ СТАНОВИТСЯ ТАНКОМ

Лаборатория 3D–моделирования в школе №135 переустроена и оборудована усилиями еще одного тьютора – Алексея Терехина, вот уже 10 лет преподающего в школе математику и информатику. Он приглашает школьников Пермского края принять участие в конкурсе, посвященном изучению военной истории России посредством технического творчества, а именно – 3D–моделирования. На сайте школы размещено положение о конкурсе, который проводится при поддержке администрации губернатора Прикамья. Финал предполагается провести 20 февраля 2021 года и посвятить его Дню защитника Отечества.

– А в ноябре этого года мы собираемся провести в пермском Кванториуме уже ставший традиционным «Танковый биатлон»: в нынешнем марте он собрал 150 школьных команд. Наша цель в таком мероприятии – выйти на Президентский грант в 10 млн рублей, – рассказывает Алексей Терехин.

И тут же Алексей Дмитриевич демонстрирует, как простая пластмассовая цветная нить, пропущенная через компьютерную приставку, по технологии 3D–моделирования тут же превращается в одну из деталей машины для танкового биатлона.

– Кто такой учитель будущего? – переспрашивает он. И, подумав, отвечает: – Это тот, кто идет в ногу не только со временем, но и с детьми. Мы, например, в школе считаем, что робототехника – это именно тот базис, который нужно закладывать в развитие ребенка.

ПЕРМСКИМ ШКОЛЬНИКАМ РУКОПЛЕСКАЛИ

– А чтобы узнать, чем еще известны наши юные инноваторы, достаточно зайти на сайт нашей школы, – дополняет Алексей Куляпин. – Вот, что рассказал Олег Пенский, доктор технических наук, профессор ПГНИУ: «… Ваши ребята заняли первое место на конкурсе по робототехнике и интеллектуальным системам в ПГНИУ с проектом «Умный дом»… Их проект можно было смело приравнять к дипломным работам выпускников магистратуры университета, настолько он был высокотехнологично и грамотно выполнен. На основе результатов их работы можно подать, как минимум, заявки на два патента РФ на изобретения и зарегистрировать компьютерную программную платформу

в Роспатенте… Ваши инноваторы могут получить первый в истории региона патент на программу среди школьников».

И далее профессор рассказывает о том, какой восторг вызвала на международном симпозиуме в Швейцарии его информация о том, что ученики 135–й школы сумели воплотить в практику идею ПГНИУ по созданию примитивного цифрового двойника, главная задача которого – воспитание капризных детей с помощью роботов–игрушек. В них встраиваются микрофон, небольшой электродвигатель и компьютерный чип. Когда малыш начинает громко кричать, игрушка убегает. Программа в чипе высчитывает время, необходимое для того, чтобы малыш успокоился, и игрушка возвращается.

– Воспитательная компонента понятна: капризы – игре помеха, – резюмирует профессор.

НУЖНЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ

– В этом году – 10 лет, как наша школа стала признанным Центром инновационного опыта ПГГПУ. И этот титул мы успешно защищаем каждые два года, – подчеркивает Алексей Куляпин. – А еще – 20 лет с того момента, когда наше общеобразовательное заведение получило статус школы с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология».

Говорю это к тому, что мы готовы идти по пути сближения школы и производства. Сегодня мы смогли бы вполне успешно выполнять целую линейку заказов для инновационных организаций в сферах коммуникаций и IT–технологий. Но, увы, пермские предприятия пока мало заинтересованы в сотрудничестве со школами. И это несмотря на то, что именно у нас воспитываются сегодня будущие кадры для их производств.

Нас поддержало Министерство обороны РФ, нам нужны задачи от предприятий, которые решали бы наши дети. Нужны конкретные производственные задания, которые мы смогли бы перевести на уровень школьных задач.

Всю статью можно прочитать по ссылке https://delint.ru/obshchestvo/16033-kto-takoy-uchitel-buduschego.html

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Тюмина Марина Владимировна

Тюмина Марина Владимировна

m196104@rambler.ru

Образование:

  • Ростовский - на - Дону государственный педагогический институт, факультет истории и обществоведения, 1984 год.

Место работы:

  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр информационно-коммуникационных технологий», победитель краевого конкурса «Методическая служба – нашей новой школе», 2010 г, город Чайковский, директор до 2017 г.
  • Частный тьютор

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости