Кому нужна супервизия? Заметки на полях
 /  Пермский край / Кому нужна супервизия? Заметки на полях

Кому нужна супервизия? Заметки на полях

Валентина Афанасьевна Лашова – федеральный эксперт МТА в области индивидуализации и тьюторства представляет свои размышления по поводу актуальной для тьюторского сообщества формы профессионального консультирования – супервизия.

В данной статье собраны наработки группы на фестивале Meta-skills, который состоялся на образовательной платформе лагеря «Вперёд, в будущее!» с 25 по 31  марта в Перми, а также включены материалы  из Интернета, затрагивающие проблематику супервизии, в которых автор искал ответы на вопросы, обозначенные как группой, так  и появившиеся у самой лично. Кому и зачем нужна супервизия? Супервизия, интервизия и экспертиза? Что общего, чем отличается? Супервизия на конкурсе? Что готов конкурсант обсуждать ?  С чем можно прийти на супервизию? Какой может быть супервизия?  Как обустроена супервизия?  Как выбрать,  к кому пойти на супервизию?

В образовательном пространстве лагеря  супервизия являлась  элементом по выбору как для участников конкурса «Тьютор года – 2019», так и для начинающих тьюторов, приехавших на фестиваль познакомиться с тьюторством, попрактиковаться. На одном из очередных семинаров, решающих задачи повышения квалификации участников, появился запрос  разобраться с супервизией. Желающие объединились в группу под руководством Р.А. Губайдуллина и приступили к работе.

Мнение первое. Супервизия – это обсуждение  работы тьютора с  тьюторантом, о которой рассказывает сам тьютор, чтобы получить  обратную связь от коллег. Это обсуждение с коллегами  внутреннего состояния во время работы с тьюторантом. Кто-то из участников говорит, что  тогда это схоже с интервизией. На просторах Интернета нашла, по-моему, убедительную статью. Зотова Софья Ибрагимовна, врач-психотерапевт с богатым опытом, определяет интервизию как взаимную консультацию или обмен опытом между коллегами. Чаще всего понятие «интервизия» встречается в психологии, медицине, социологии, но в последнее время его используют в педагогике для определения четко структурированного метода группового решения проблемных вопросов, которое требует погружения всех участников.  В. Андреева об интервизии: «Создание и работа интервизовской группы – это уникальный и творческий процесс, пространство развития через обмен и поиск». Интервизия не предполагает обучения, а решает задачи профессиональной поддержки, творческий  инсайт – коллективными   усилиями. Называют и другие функции интервизий: это профилактика «синдрома   выгорания терапевта», т.к. позволяет       экологично проработать негативные чувства, которые непременно возникают в  процессе работы; это предупреждение развития  созависимости, что тоже является реальной опасностью для специалистов помогающих профессий, но в особенности, работающих с детьми и  подростками. Группа помогает      удерживать профессиональную позицию, уберечь участника от «миссии спасательства»   и  связанных с этим чувств разочарования и вины. Как отмечают специалисты, самое привлекательное в интервизии то, что это собрание равных, а значит и равная ответственность каждого за существование группы, ее безопасность и эффективность. Ссылаясь на опыт, автор цитируемой  статьи отмечает, что безопасность и эффективность обеспечиваются, в том числе и соблюдением правил группы. О каких правилах идёт речь?  Принятие правил  интервизионной группы является обязательным условием участия. Участие в группе добровольное. Группа работает в строго определенное время. Единая форма обращения друг к другу для всех членов  группы. Модератор группы следит за соблюдением правил,  регламентом, временными рамками. Модератор меняется при каждой встречи по очереди. Каждый участник представляет свой случай поочередно. Обсуждение материала интервизии  вне группы   запрещается. Периодически устраивается интервизия интервизий, как возможность рефлексии процесса. Новые участники (из числа практикующих психологов и психотерапевтов) принимаются в группу при условии принятия правил, после двух встреч,  при согласии каждого члена группы. Как работает  группа?  Группа собирается в определенное время, в постоянном составе. За жизнеспособность группы ответственны сами участники. На стабильность и единство группы влияет изменения состава группы, посещаемость и опоздания. Не маловажным является наличие постоянного места для работы группы. Лучше, если место проведения интервизий не принадлежит кому-то из участников, а является нейтральным для всех, и все участники несут равную финансовую нагрузку. Количество участников в группе также влияет на работоспособность группы. В идеале это более четырех участников и на практике редко более 7 человек. Выбирается модератор, на которого возлагаются функции ведущего. Он следит за соблюдением правил и регламента. Для того, чтобы избежать формирования устойчивого переноса на ведущего как на супервизора, модератор меняется каждую встречу. Время работы группы распределяется на представление случая из практики, рефлексию чувств, возникших у участников во время представления, удовлетворение запроса на интервизию, обратную связь интервизируемого. Здесь следует отметить, что важна не столько схема, сколько соблюдение общепринятого регламента, который контролируется модератором. Это помогает удерживаться от соблазна «скатиться» в супервизирование или «лечение» коллеги и т.д. Соблюдение рамок дает чувство безопасности всем участникам. После знакомства с данной статьёй отмечаю, что нами, участниками супервизии,   вероятно, чисто интуитивно соблюдались именно такие правила.

Мнение второе. Супервизия – это взгляд  профессионала с более богатым опытом на деятельность тьютора с тьюторантом, о которой он (тьютор) рассказывает во время встречи.

Мнение третье, в чём-то схожее. Супервизия – это экспертная оценка профессионала, не включенного в тьюторское действие, с целью фиксации позитивных, сильных сторон деятельности  тьютора – конкурсанта. Профессионал занимает внешнюю позицию, поэтому имеет возможность наблюдать все нюансы происходящего, в то время как сам тьютор из-за включенности может потерять контроль, отвлечься на детали или попасть в ловушки «переноса».

В другом источнике нахожу, что супервизия — это некая форма профессионального консультирования для специалиста. Супервизором (тем, кто консультирует) может быть коллега с большим опытом, коллега с таким же опытом, как у того, кто консультируется (супервизант) или коллега, специализирующийся в той области психотерапии, которая имеет отношения к проблематике пациента супервизанта. Супервизии — весьма творческий процесс, это сотрудничество коллег ради супервизируемого пациента. Но, помимо этого, такая практика повышает профессиональный уровень обоих (супервизора и супервизанта).

И тогда, действительно, возникает вопрос: а в чём сходства и отличия интервизии и супервизии? Ответ нахожу следующий.

Супервизия и интервизия, во многом, похожи. И интервизия и супервизия представляют такой формат обсуждений, когда специалисты обучаются с целью улучшить свою работу терапевта, консультанта. Их цель – расширить знания, усовершенствовать навыки, повысить уровень самоанализа и проникновения в суть вещей в ходе работы, а также обучить, как справляться с эмоциями, возникающими в различных ситуациях на работе. Супервизию (англ. – supervision) можно определить как метод индивидуального обучения, проводимый супервизором. Он нацелен на улучшение работы каждого члена команды, фокусируясь на конкретных личных проблемах, возникающих при работе с клиентами и взаимодействии с другими членами команды. Часто эти проблемы связаны с эмоциями, например, с постоянным чувством опасности в определенных ситуациях, с чувством провала, депрессии по причине отсутствия успеха при попытках лечения. В интервизии самым важным аспектом является то, что члены группы совместно отвечают за содержание сессий, групповой и учебный процессы участников. В каком-то смысле эта форма больше подходит для нейтрализации бессознательных структур «власти», чем более иерархичная супервизия. Несмотря на то, что члены группы всегда отличаются друг от друга, их позиции в принципе равны. Это значит, что каждый участник вносит свой вклад и реагирует исходя из собственного терапевтического опыта. Интервизионный подход используется в случаях, когда нужно прояснить общие вопросы, связанные с процессом терапии, консультирования или когда возникают проблемы с решением таких вопросов. Интервизорская группа – уникальное место, где можно получить клиентский, терапевтический и супервизорский опыт, а также побыть ведущим. Т.е. попробовать себя в разных ипостасях и поучаствовать в разных форматах, поделиться переживаниями и опытом, обсудить с коллегами случаи из личной практики. Это пространство для общения, обмена опытом, профессиональной поддержки и роста. Делаю вывод, что в практике  лагеря «случилась» как интервизия, так и супервизия.  Потому что во время,  обозначенном в расписании дня как супервизия, велась как групповая работа, так и индивидуальная,  во время которой обратившийся за помощью тьютор получал обратную связь, поддержку, варианты решения проблемной задачи или возникшей трудности. Причем,   от всех  присутствующих коллег, среди них были тьюторы с разным опытом,  или только от одного выбранного им из числа экспертов, решал сам обратившийся за супервизией.                                                                                            Кому и зачем это важно?  Участники группы во время обсуждения подчеркнули, важно иметь возможность участвовать в супервизии, если начинаешь деятельность одним из первых в отсутствии профессионального сообщества рядом, чтобы понять  соответствие своей деятельности  профессиональным нормам и требованиям. Безусловно, полезна и значима супервизия для человека, начинающего осваивать позицию или профессию тьютора. Ценна супервизия в частной практике, так как возникает потребность с кем-то обуждать возникающие сомнения, противоречия, проблемы и затруднения.  В условиях конкурса становится важной поддерживающая супервизия. В этом случае  имеешь возможность в результате обсуждения своих переживаний, сомнений с более опытным профессионалом – супервайзером, которому ты доверяешь, которого выбираешь сам, снять напряжение, успокоиться, эмоционально подзарядиться.  Возможно, кому-то значительно важнее во время обуждения понять свои дефициты, чтобы принять решение о дальнейших шагах их преодоления, услышать свои сильные стороны, чтобы на них опереться.  Главное, что обратившийся за супервизией тьютор готов открыто обсуждать свои действия, свои эмоции и чувства. Может это происходить как  в индивидуальном режиме, так и в групповом формате. Это тьютор решает сам. Роль супервизии/интервизии значительно возрастает в таком образовательном интенсиве как фестиваль, где взаимодействуют взрослые и дети,  где одновременно происходит много сложных процессов, в том числе профессиональный конкурс, и где тьюторское действие имеет важнейшие последствия. На фестивале практика супервизии/интервизии в итоге получилась довольно богатой. За консультациями обращались и конкурсанты, и начинающие тьюторы, а некоторые эксперты специально смоделировали ситуацию для группового обсуждения, предъявив кейс сложного случая. Сделано это было в самом начале, когда ещё только сама процедура запускалась, и не у всех  участников было понимание, что это такое и зачем это нужно тьюторам, если вообще нужно. Стоит заметить, чем динамичнее развивались все запущенные на фестивале процессы, тем активнее тьюторы пользовались возможностью получить обратную связь от коллег, признанных   сообществом профессионалов. Впоследствии же такая возможность отмечалась как позитивная, способствующая развитию рефлексивных компетенций опытными и начинающими тьюторами, в том числе участниками конкурса «Тьютор года».

Источники:

https://www.b17.ru/article/intervisiya_kak-vozmozhnost_rosta/

https://students-library.com/library/read/2442-sravnitelnyj-analiz-supervizii-i-intervizii

 

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Зюрина Татьяна Анатольевна

Зюрина Татьяна Анатольевна

september2@yandex.ru

Образование:

  • Пермский государственный педагогический университет, исторический факультет. Московский городской педагогический университет, магистерская программа «Тьюторство в цифровой образовательной среде»

Место работы:

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Ал. Кирьянова» г. Чайковский

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования и технологии интерактивного вопрошания
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости