Как рассказать о работе тьютора? Кейс третий
 /  Пермский край / Как рассказать о работе тьютора? Кейс третий

Как рассказать о работе тьютора? Кейс третий

Продолжаем публикацию управленческих кейсов Ирины Викторовны Яковлевой – заместителя директора Пермской школы Мастерград. В них она рассказывает об опыте создания тьюторской службы и проблемах введения позиции тьютора в общеобразовательной школе.

Итак, в школе работает тьюторская служба. О ее деятельность говорится на совещаниях. Коллектив понимает, что эта работа оплачивается и в положении о стимулирующих выплатах указано даже некоторое количество баллов. Однако, у многих педагогов возникает вопрос, а чем, собственно, занимаются тьюторы, какую помощь классному руководителю могут оказать, что они могут, чем отличаются от психологов (про работу которых у учителей тоже есть вопросы)? Учащиеся тоже не понимают, что хочет от них учитель на новом занятии под названием «тьюториал».  В связи с этим остро встает вопрос о представлении деятельности тьюторской службы педагогическому, ученическому и родительскому коллективам.

Работа с коллективом. Информирование в учительской среде происходит разными способами, например, по форме предъявления:

  1. очно:
  • еженедельные/ежемесячные совещания
  • ежегодный отчетный педагогический совет.
  1. дистанционно:
  • в цифровой форме (общая группа),
  • в печатном варианте (размещение плана работа, срочных уведомлений)

В педагогической среде принято проводить совещания, в том числе и отдельные аппаратные для административной команды, на которых происходит предъявление результатов того или иного проекта, мероприятия, плана работы (например, на конкретный месяц). Еще одним вариантом проведения отчетного мероприятия является педагогический совет, целью которого является презентация проектной деятельности педагогов. Собственно, в настоящее время так и происходит демонстрация работы тьюторской службы.

Второй вариант форм презентации деятельности тьюторов представляет собой по большей части информирование всего педколлектива о планах работы службы, о проводимых ими мероприятиях.

В связи с тем, что перечисленные мероприятия являются обязательными, весь педагогический коллектив информирован о существовании тьюторской службы. Однако, надо отметить, что предъявление планов мероприятий и отчетов не позволяет составить полной картины деятельности тьюторов. У педагогов часто возникает вопрос о результатах их работы. Коллеги желают видеть количественные критерии и показатели. Поэтому вопрос об описании результатов работы тьюторов является важным.

Введение тьюторства в школьное пространство представляет собой реализацию принципа индивидуализации и появление новой модели образования.  В управлении такой школой не работают формы функционирования привычного общеобразовательного учреждения. Перечисленные выше варианты (информирование, совещание, оценка результатов и др.) эффективны только в ситуации сформированного, выстроенного и многократно проверенного процесса, когда есть нормы результата и нормы средств. То, что пока в нашей новой школе только становится.

Формы управления новой модели школы создаются (проектируются) здесь и сейчас. Основным способом является применение проектной технологии (есть и другие, но они менее эффективны в нашей ситуации). Примерный порядок действий состоит в следующем:

а) вовлекаем всех заинтересованных участников в проектный семинар (там происходит информирование);

б) свободно обсуждаем и договариваемся о результате (норма результата);

в) самоопределяемся (каждый лично) к результату;

г) лично выбираем задачи;

д) приглашаем других коллег в свои команды и проектируем механизмы (нормы, средства) по достижению результата;

е) самоопределяемся к реализации;

ж) делаем;

з) рефлексируем и корректируем сделанное, создаем новые структуры и функционал.

Отдельная история связана со «знакомством» непедагогических позиций (дети и их родители) с тьюторской позицией. На наш взгляд возможны следующие варианты:

1) через совместную проектную деятельность с педагогами;

2) через совместную деятельность в реализации модели, придуманной педагогами, но обязательно включающей рефлексивный этап для «клиентов» (делай с нами, делай как мы, делай лучше нас).

В Мастерграде реализован второй вариант. Как показала практика, это связано с непроявленной субъектной позицией детей и их родителей, отсутствием явного (сформулированного) заказа на образование.

Работа с учащимися. Если для учителей суть новой педагогической позиции более-менее ясна, то с учащимися наблюдается другая ситуация. В Мастерграде постепенно вводится позиция тьютора в детской среде. Такое введение является событийным в основной школе. То есть реализуется в момент тех или иных образовательных событий, например, при проведении краткосрочных курсов (5-6 класс), образовательных студий (7 класс), учебных проектов (8 класс). Введение тьюторства в старшей школе является системным и связано с сопровождением образовательной деятельности учащихся.

Первый раз с тьюторской позицией встречаются пятиклассники на рефлексии участия в краткосрочных курсах. Первая встреча учащихся и тьюторов проводится в игровой форме. Игра по станциям позволяет всем участникам познакомится. При объявлении результатов мероприятия ведущий представляет взрослых участников в качестве тьюторов и формулирует цель встреч – обсуждение результатов участия в краткосрочных курсах. Предлагает школьникам выбрать тьютора, с которым будет интересно общаться. В дальнейшем работа проводится в сформированных тьюторских группах.

Знакомство восьмиклассников с тьюторской позицией происходит в другой форме. На данной параллели реализуется образовательная практика «EDUTERRA или учебные проекты», запуск которой осуществляется на общем сборе. Одно из действий общего сбора представляет собой пояснение по роли тьюторов и презентацию всех тьюторов. Затем проводится процесс формирования тьюторских групп. Роль тьюторов в данной образовательной практике состоит в сопровождении процесса появления проектной идеи, создания замысла учебного проекта и рефлексии деятельности школьников.

Десятиклассники встретились с тьюторской позицией в момент презентации модели обучения в старшей школе в конце августа на специально организованном семинаре. Отметим, что на данном семинаре присутствовали и родители части школьников. В рамках представленной модели обучения было указано на отсутствие классного руководства и предъявление двух новых педагогических позиций – куратора и тьютора. Была проведена презентация кураторов и тьюторов, организовано формирование тьюторских групп. Одним из документов десятиклассников является Органайзер учащегося (личная книжка), в котором зафиксировано описание модели обучения и матрицы выборов, а также прописан функционал каждой педагогической роли, с которой сталкивается старшеклассник. Был разработан информационный стенд о тьюторской службе, содержащий информацию о тьюторах, положение о службе, текущая информация (например, списки тьюторских групп, перечень элективных курсов и списки их групп, перечень профпроб и их расписание и др.).

Работа с родителями. В настоящее время только родительский коллектив 10 класса знаком с работой тьюторов. Это связано с тем, что именно на данной ступени обучения тьюторское сопровождение учащихся имеет системный характер. Встреча тьюторов с родителями, как и их детей, произошла на этапе презентации модели обучения в старшей школе. Родители школьников прослушали пояснения по новым педагогическим ролям и увидели презентации тьюторов. Дальнейшее взаимодействие родителей и тьюторов в рамках модели не предусмотрено. Их основной контакт в школе – это кураторы.

Упорядочивается в новых формах и взаимодействие педагогического и родительского коллективов. Так, появились семейные тьюториалы, родительские собрания тьюторских групп, консилиумы с участием кураторов и тьюторов. Отметим, что часть родителей даже через год не принимает позиции «куратор-тьютор», ждет возращения классного руководителя.

Итак, в школе в тех точках, где работают тьюторы, было организовано прояснение тьюторской позиции. Однако, это малая часть детско-взрослого коллектива школы. Тьюторской службе и административной команде предстоит продумать новые формы предъявления своей деятельности.

Вопросы

Какие другие варианты информирования педагогического коллектива о деятельности тьюторской службы возможны?

В рассмотренных вариантах знакомства учащихся с тьюторами и формирования тьюторских групп предусмотрен выбор «ногами», какие другие варианты возможны (не забудьте про пространство выбора)?

Нужно ли учитывать возрастные особенности школьников при организации знакомства с тьюторской позицией?

Как Вы считаете, нужно ли родителю взаимодействовать с тьютором в ходе учебного процесса?

Насколько широко должна быть представлена/презентована деятельность тьюторской службы?

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Зюрина Татьяна Анатольевна

Зюрина Татьяна Анатольевна

september2@yandex.ru

Образование:

  • Пермский государственный педагогический университет, исторический факультет. Московский городской педагогический университет, магистерская программа «Тьюторство в цифровой образовательной среде»

Место работы:

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Ал. Кирьянова» г. Чайковский

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования и технологии интерактивного вопрошания
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости