Среда
5 ДекИтоги проекта «Профессионально-общественная экспертиза качества индивидуализации образования и тьюторства»
Интенсивные общественные и технологические преобразования актуализируют для современного человека ситуацию постоянной неопределенности будущего, переоценки целей, необходимость поиска личных смыслов своей деятельности в условиях многообразия, прикладывания личных усилий для постоянного самообразования и саморазвития. В связи с этим процесс индивидуализации образования становится определяющим, а технологии тьюторского сопровождения индивидуальных траекторий – крайне востребованными.
В конце прошлого года Межрегиональная тьюторская ассоциация (МТА) приступила к реализации проекта по внедрению в практику управления развитием образования инструмента проявления и согласования мнений разных позиционеров в решение проблем, связанных с индивидуализацией образования, этим инструментом стала «профессионально-общественная экспертиза».
В рамках проекта федеральными экспертами и представителями региональных отделений МТА были организованы социологические исследования проблем и ожиданий разных стейкхолдеров, связанных с процессом индивидуализации образования, разработаны и апробированы содержание и инструменты профессионально-общественной экспертизы в практиках тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, детей-сирот, талантливых школьников и студентов, в т.ч. в онлайн-обучении и семейном образовании, реализована программа подготовки разных позиционеров к организации и проведению экспертизы, участниками программы стали более 300 человек.
– Профессионально-общественная экспертиза как инструмент была выбрана неслучайно, – комментирует руководитель проекта, председатель правления МТА Елена Суханова, – она отвечает принципам открытости и гуманитарности коммуникаций, позволяет по итогам экспертного обсуждения выйти к этапу проектирования совместной деятельности для решения обсуждаемых проблем и имеет потенциал для формирования инновационных групп и сообществ, включенных в решение задач социально-экономического развития региона.
За год реализации наши тьюторы погрузились в контексты и содержание различных практик работы с детьми и студентами, познакомились с замечательными людьми из этих практик, беззаветно преданными своему делу и искренне заинтересованными в решении проблем индивидуализации образования. Включившись как посредники в экспертную коммуникацию по решению сложных социально-образовательных проблем, мы получили опыт переговорщиков в защиту ребенка и его прав на индивидуализацию в столь эмоционально непростых жизненных историях, что это повлияло на решение некоторых представителей тьюторского сообщества о переходе в практику работы с детьми, имеющими ограничения здоровья, или с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Завершающим этапом проекта стали подготовка и издание коллективной монографии «Потенциал профессионально-общественной экспертизы для повышения качества условий индивидуализации образования», предназначенной для широкого круга читателей. Мы надеемся, что нашим коллегам по «тьюторскому цеху» и всем заинтересованным будет полезен этот материал и позволит выстроить шаг развития в своей деятельности и расширении спектра возможностей использования тьюторских технологий.
Проект завершен, но деятельность Тьюторской ассоциации по проработке новых направлений на федеральном уровне и в регионах по созданию многопозиционных коммуникативных площадок для совместной экспертной и проектной работы профессионалов, родителей, общественных деятелей, политиков и управленцев только начинается. Мы уверены, что такого рода площадки могут стать продуктивным инструментом в деятельности экспертно-консультационных центров при университетах, координационных и экспертных советов при администрациях, а также форматами работы общественных организаций.
В Пермском крае активное участие в реализации проекта принимали разные субъекты. Кафедра педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета под руководством доктора пед. наук Косолаповой Ларисы Александровны – регионального эксперта МТА. Чайковский индустриальный колледж, в котором деятельность развернула Клячина Ольга Зотеевна – федеральный эксперт в области индивидуализации и тьюторства МТА. Фокус-группы, проведенные нашими коллегами, позволили увидеть дополнительные ресурсы индивидуализации и тьюторства в сопровождении детей с ОВЗ. Большая работа по проведению интервью была проведена в Березовском муниципальном районе под руководством Лашовой Валентины Афанасьевны, директора Березовского информационно-методического центра, федерального эксперта МТА. Чайковская школа № 7 (директор Дядюков Дмитрий Сергеевич) предоставила свою базу для проведения профессионально-общественной экспертизы. Заявитель – Поспелова Надежда Игоревна, член МТА, вскрыла очень важную проблему сопровождения технически одаренных детей. Подготовка модераторов для проведения профессионально-общественной экспертизы была проведена во взаимодействии с краевым институтом развития образования и Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом. Все развернутые виды деятельности продемонстрировали возможности профессионально-общественной экспертизы в вопросе повышения качества индивидуализации образования, привлекли внимания профессионалов и общественности к проблематики индивидуализированного образования. Благодаря активной позиции наших коллег, членов МТА, была проведена такая масштабная работа. Мы благодарим всех, кто содействовал реализации проекта и проявил заинтересованность в его результатах.
Для справки. Проект Межрегиональной тьюторской ассоциации «Профессионально-общественная экспертиза качества индивидуализации образования и тьюторства» был реализован с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.