Четверг
28 ФевИ новый день, и новый взгляд, и новые находки
Прошла вторая сессия КПК «Тьюторское сопровождение в основной школе». Программа реализуется второй раз. Казалось, все приготовлено, продумано, апробировано. Но с самого начала поняла, что движение будет совершенно другое, и нужно будет искать новые решения в нестандартных ситуациях. Как и в прошлой группе приготовилась осваивать технологию Open Space . Вроде бы все сделала также. Дала возможность познакомиться с текстами, посвященными тьюторскому действию, познакомила с основами технологиями. И вот самый важный момент – объявление тем для проведения сессий… А тем нет! Никто не объявляет себя созывающим, никто не объявляет свой вопрос (интерес). Неожиданно!!! Обычно наоборот, тем так много, что их трудно уложить в две-три сессии. Первая реакция – ступор и даже раздражение. Как же так, вроде бы все мотивированы на получение знаний, а интерес не оформляется. Вовремя ловлю эту эмоцию и отпускаю ее. В конце концов, мои слушатели имеют право на то, чтобы дольше подумать и самим принять решение. Предлагаю варианты выхода из ситуации. Как минимум три: могу рассказать о технологии (но это не поможет ее освоить), можем отложить ее на будущее, можно еще дать время «на подумать». Выбираем третий. Появляется четыре созывающих. Проводим одну сессию. С большим трудом, почти «со скрипом». В ходе обсуждения выясняем, что трудности с вопросами испытывают все. (В этот момент думаю, какая я молодец, что дополнила материалы курсов практикумом по книге Маши Мансветовой «50 000 знаков для тьютора»). Запускаю работу в практикуме. Работа идет в парах сменного состава. Активно, несмотря на неудобства аудитории (статичная мебель, столы по кругу, но близко к стенам, ходить неудобно). Учимся задавать вопросы, такое важное умение для тьюторской позиции. Завершаем день рефлексивной техникой «Герб». Все классно. Идет творческая работа в группах. Герб курсов появляется. Три выступления, хорошее обсуждение. И вдруг, Лена (молодой тьютор): «Я вообще не поняла, в чем смысл этой техники. Зачем рисовали, как это поможет тьютору, что это дает, как это расшифровывать!». Вижу, что ее позицию разделяют еще несколько человек. Благодарю девушку за искренность, и мы подробно разбираем возможности техники «Герб» для работы с тьюторантом. А могли бы проскочить мимо…Как важно останавливаться!
Готовлюсь ко второму дню. Набираю как можно больше материалов. Предполагаю, что поработаем в технологии «Образовательное путешествие», поиграем в «РАНАДО», разберемся с рефлексивным эссе. Начало второго дня. Настрой очень хороший, тактильное приветствие. Начинаем работу. Все происходит так гармонично, естественно, ненапряжно. На этапе формулирования индивидуальных вопросов отмечаю, что их много, они разнообразные, отражают искренний интерес. (Видимо вчерашний день не прошел зря). Выбор «попутчиков» и формирование групп немного неравнозначно. Одна группа очень большая – семь человек. Одна пара отделяется от группы и объявляет себя самостоятельной в путешествии. Не настаиваю, пусть так и будет. А вот формат предъявления результатов радуют с самого начала. Есть и игра, и коммуникация, и исследование. 40 минут «погружения» проходят незаметно и в назначенное время все «путешественники» возвращаются в аудиторию. Первыми выступает самая большая группа. Они играют. И в ходе игры становится так многое понятно. И про отличительные особенности тьюторской позиции, и про проблемы школы, и про возможности тьюторского сопровождения в работе со слабоуспевающими детьми. А дальше прдехявляют свои результаты исследователи и коммуникаторы. Очень содержательные выступления. Ведем обсуждение, учимся благодарить друг друга за конкретную помощь. Путешествие завершается и мы воссоздаем все этапы технологии. Чувствую удовлетворение слушателей. Радуюсь, что «прожили» и осмыслили. «РАНАДО» не успели. Да и ладно. Зато не проскочили важные моменты, увидели друг друга. Это – важнее.