Вторник
20 ИюлАвторы новых практик в Пермском крае.
Валентина Афанасьевна Лашова, координатор экспертной деятельности МТА, разместила на фейсбуке информацию о новых практиках, получивших статус МТА в Пермском крае. Поздравляем коллег – Неволину Юлию Михайловну и Каринкину Юлию Владимировну!
Практика проведения образовательного события «Открытый университет старшеклассников» возникла в Новом образовательном центре г. Чайковский 2019 году в связи с апробацией Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в статусе краевой апробационной площадки Пермского края по темам «Проектирование профильных результатов обучения старшеклассников в соответствии с ФГОС СОО» и «Профильное и профессиональное самоопределение учащихся 10-11 классов». Новый образовательный центр – автономная школа для старшеклассников, осуществляющая муниципальный набор обучающихся в 10 класс, реализующая обучение по всем 5 профилям обучения – технический, гуманитарный, социально-экономический, естественно-научный и универсальный (внутри профиля выделяется до 8 направлений) – на основе Индивидуальных учебных планов старшеклассников. Количество обучающихся 10 классов – 207, 11 классов – 185. Заявитель Неволина Юлия Максумовна (E-mail: nevolina74@yandex.ru ) – заместитель директора НОЦ, магистрант 1 курса очного отделения тьюторской магистратуры МГПУ, член Межрегиональной тьюторской ассоциации с 2020 года, призер Всероссийского конкурса «Тьютор года – 2015». Автор программы сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников «От предметного содержания через способ деятельности к профессии», проекта сопровождения Индивидуальных образовательных программ педагогов «Коллективное моделирование СОКО как инструмент профессионализации педагогов старшей школы» и др., прошедших экспертизу на муниципальном и краевом уровне.
Организаторы практики – педагогический коллектив Нового образовательного центра – 20 педагогов, развивающих в себе тьюторскую позицию и выступающих в разных ролях: кураторы 10 классов (6-7 человек), учителя профильных предметов, руководители клубов внеурочной деятельности, преподаватели метапредметных курсов, руководители проектной деятельности. Привлекаются представители социальных партнеров (5 человек) как руководители внеурочной деятельности и ведущие метапредметных курсов; 11-классники в качестве авторов социальных практик (самоуправление, проекты старшеклассников); выпускники (4 человека) как эксперты при защите образовательных решений. Субъектами практики являются старшие подростки, обучающиеся 10 класса в момент погружения в иное образовательное пространство старшей профильной школы и осмысления параметров этого пространства.
Цель Открытого университета старшеклассников – выработка 10-классниками собственного образовательного решения на основе профильного и профессионального самоопределения в условиях педагогического и тьюторского сопровождения.
Педагогическое сопровождение направлено на освоение норм и способов деятельности, тьюторское сопровождение направлено на создание уникальных образцов образовательной деятельности.
Задачи:
- Организовать деятельность, направленную на выявление индивидуальных запросов старшеклассников к НОЦ через осмысление ими собственного будущего.
- Предоставить возможность старшеклассникам осуществить множественные пробы (факультеты, площадки, мастерские, метапредметные лаборатории) и их рефлексию.
- Инициировать выработку 10-классниками индивидуального образовательного решения.
Прогнозируемые результаты: старшеклассники
- Оформили осознанный запрос к обучению в НОЦ в виде Индивидуального учебного плана (выбор профиля обучения, направления обучения, соответствующий набор элективных курсов и внеурочной деятельности);
- Приобрели опыт сотрудничества с различными субъектами, индивидуального движения в образовательном пространстве;
- Самоопределились в основных путях получения профессионального образования и резервных вариантах.
В МБОУ «СОШ №22 с углублённым изучением иностранных языков» г. Перми реализуется практика «Программа деятельностных, социальных, языковых профессиональных проб «Профи – экспресс»», которая соответствует целям и ценностям индивидуализации. В социально-образовательной среде школы есть все условия для индивидуализации, а также для реализации практики тьюторского сопровождения деятельностных, социальных, языковых профессиональных проб учащихся. В среде есть «провокаторы» и «помощники» для появления и реализации своего образовательного движения и шага развития: обучающийся может получить необходимую информацию о возможных профессиональных пробах (на сайте, при личной встрече с заинтересованными взрослыми), о вариантах содержания путешествия; продуманы формы фиксации образовательного запроса (Google- платформа, Дневник профессиональной пробы), его реализации и рефлексии (Дневник профессиональной пробы). Организована возможность для влияния учащихся на изменение среды (открытость) для реализации своего образовательного шага: например, обучающийся может оставить свой запрос на новую профессиональную пробу. Предоставлены условия для выбора (вариативность) и осознания личной значимости выбора: обучающимся предоставлена возможность выбора индивидуального или группового формата проведения пробы, формирования разновозрастных групп; предусмотрены вопросы обобщающе-аналитического характера и рефлексивные вопросы. Социальным вызовом при создании данной практики явились особенности обучения в МАОУ «СОШ № 22 с углублённым изучением иностранных языков» г. Перми, которая является участником инновационного муниципального проекта Департамента Образования администрации г. Перми «Основная школа – пространство выбора», разработанного в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Образовательный процесс в основной школе представляется как организационно-содержательная структура, состоящая из конкретных элементов модели «Основная школа – пространство выбора»:
1) деление параллели на учебные группы по предметам федерального компонента учебного плана;
2) система краткосрочных курсов в учебном плане школы;
3) система социальных практик и профессиональных проб во внеурочной деятельности учащихся;
4) тьюторская позиция;
5) участие родителей и социальных партнёров в образовательном процессе.
Заявитель практики – Каринкина Юлия Владимировна (E-mail: ms.karinkina@mail.ru ), педагог-психолог МБОУ «СОШ №22 с углублённым изучением иностранных языков» г. Перми.