Вторник
14 МайСовершенствование модели сопровождения технически-одаренных учащихся через осуществление сотрудниками промышленного предприятия тьюторского функционала
Юлия Викторовна Якимова, педагог школы 135 города Перми, предлагает к обсуждению тему сопровождения технически одаренных детей.
3-4 мая в г. Челябинск состоялся всероссийский этап конкурса «Инженерные кадры России 2024». Результатом участия в конкурсе стала победа команды МАОУ «СОШ № 135» в номинации «Взаимодействие с предприятием». Добиться данного результата удалось благодаря совершенствованию модели сопровождения проектной деятельности технически одаренных учащихся. Опыт работы школы по подготовке победителей и призеров соревнований технической направленности показал, что для развития потенциала «техно-звездочек» нельзя ограничиваться только ресурсами школьной образовательной среды. Необходимо искать новые пути совершенствования, в том числе и через эффективное включение специалистов из разных сфер деятельности в работу с детьми и осуществление ими тьюторского функционала. В этом году мы предложили сотрудникам ПЦБК Пермякову А.С. (заместитель руководителя службы метрологии и автоматизации) и Синицыной В.В. (инженер-проектировщик) попробовать себя в роли тьюторов проектной деятельности.
На I этапе сотрудники предприятия провели беседу с участниками команды для определения уровня готовности школьников к реализации инженерного проекта для Пермской целлюлозно-бумажной компании. Учитывался уровень проектно-конструкторской компетентности и степень освоения элементов физического знания.
На II этапе сотрудниками предприятия была сформулирована реальная проблемная ситуация, требующая решения. Поиск способа решения кейса от предприятия привел учащихся к осознанию недостаточности знаний для решения поставленной задачи. Именно это стало отправной точкой для совместного поиска тьюторантами и тьюторами дополнительных образовательных ресурсов. Сотрудниками предприятия были предложены и организованы следующие образовательные события: экскурсии на предприятие, индивидуальные и групповые консультации, мастер-класс по изготовлению бумаги, встречи с инженерами предприятия, профориентационная игра. Участие в предложенных образовательных событиях позволило учащимся перейти на более высокий уровень реализации инженерного проекта «Творческое познание». Данный этап предусматривает материальное воплощение результатов когнитивной деятельности в виде технического проекта и проверку правильности найденного решения. В результате участниками команды был разработан проект «Бумагоделательная машина с автоматической системой штрихкодирования» с целью решения проблемы «кадрового голода» в Пермском крае.
На III этапе было организовано итоговое представление проекта, разработанного участниками команды, сотрудникам предприятия и специалистам из области образования. Ребята получили отзыв на проектное решение и рекомендацию о внедрении. Данное событие позволило школьникам проанализировать результаты творческой деятельности.
Заключительный оценочно-коррекционный этап был реализован после конкурса. Тьюторы и тьюторанты провели анализ результатов деятельности, оценили эффективность используемых средств, внесли коррективы в план деятельности по дальнейшему развитию проекта.
Описанный нами опыт деятельности по привлечению специалистов промышленного предприятия в качестве тьюторов является новым для нашей школы. Анализ работы показал, что применение специалистами различных сфер элементов тьюторского сопровождения позволяет вывести инженерные проекты учащихся на более высокий уровень, способствует повышению мотивации учащихся к осуществлению научно-исследовательской и научно-практической деятельности.