Понедельник
28 Апр“Педпрофиль+”или «Сетевая модель персонализированного неформального образования обучающихся психолого-педагогических классов»
«Педпрофиль+»
или
«Сетевая модель персонализированного неформального образования обучающихся психолого-педагогических классов
“От истории педагогики – к педагогу будущего”»
(Анализ реализации проекта)
В полном названии заложена главная идея проекта, основанная на исследовании (эмпирическом) ситуации в ныне действующих психолого-педагогических классах и группах. Кратко она сводится к тому, что ребята, выбравшие этот профиль по разным основаниям (в том числе по набору профильных предметов), не имеют внятной, объективной и перспективной картины профессий психолого-педагогического направления. Их знания об этих профессиях ограничены собственным опытом взаимодействия с людьми, которые эти профессии представляют в их повседневной жизни – в школе. Таким образом, собственные смыслы оказываются не проявлены, опоры для построения этих смыслов не построены. Где искать эти опоры? Наша версия – в истории педагогической мысли, в трудах и жизнедеятельности российских педагогов. Как организовать взаимодействие так, чтобы складывались индивидуальные смыслы и ценности профессиональной деятельности педагогической направленности у подростков? Наша версия – в процессе сетевой коммуникации, на материале, который ребята сами выбирают и апробируют. Исходя из этих оснований был построен замысел проекта. Как он воплотился в жизнь, в чем сильные стороны этого замысла, где проявились недоработки и трудности в реализации? Об этом – мои размышления.
В проекте для участия изначально заявились 5 территорий. К первой встрече, после согласований с наставниками и попытки найти удобное для всех время встреч, участниками остались три территории – Чайковский, Свердловская область (МО Сысерть и г. Нижний Тагил). Пять наставников, 14 ребят, 6 членов проектной группы. На первый взгляд, небольшое количество – это признак маленького масштаба реализации проекта, который не заслуживает внимания. Но сейчас, после проведения шести встреч в течение полугода, можно сказать, что прожитая ситуация модельна и может дать богатый материал для анализа и последующей деятельности.
Совершим экскурс по темам встреч. Стоит отметить, что встречи проходили онлайн на платформе ZOOM, с опорой на базовую презентацию и интерактивную доску Эсборд. Презентация использовалась как ресурс для представления общего замысла встречи, давала опору для общего контекста. Эсборд – место для фиксации «следов» встречи, как в самом процессе коммуникации, так и в ходе рефлексии. Встречи проводились один раз в месяц. Проектная группа собиралась каждую неделю (иногда чаще).
1-я встреча «Привет, давайте знакомиться». Знакомились ребята с нами, мы с ребятами. Ребята с ресурсами и друг с другом, мы с их школами и представлениями об их школьной жизни. Поэтому после небольшой самопрезентации мы предложили ребятам написать несколько новостей из своих школ. Ключевая задача встречи состояла в том, чтобы ребята сами выбрали те педагогические идеи и их авторов, которые им интереснее, ближе, актуальнее. На выбор было предложено 9 педагогических идей, сформулированных в тезисах самих авторов. Ребята «путешествовали» по фреймам и оставляли свои голоса: «Да», «Скорее да, чем нет», «Скорее нет, чем да», «Нет». Так появился список из 5 авторов и их идей, которые стали основой для построения дальнейших встреч. Встреча оказалась довольно длительной по времени – более двух часов. Ребята устали. Много говорили мы, организаторы. Мало – они. Этот опыт показал, что такая длительность неприемлема. Кроме того, после первой встречи стало понятно, что построить содержательную коммуникацию с ребятами без включенности в предварительную работу наставников, затруднительно. Требуется больше времени для деятельности самих ребят (их высказываний, вопросов, размышлений), важно искать такие форматы, которые позволят участникам проявлять активность, включенность, оставлять визуальные «следы» на доске. Появился замысел создания чата в Телеграм, который в последствии был назван «Будущие коллеги» для предварительного обсуждения тем, для высказываний проектного и рефлексивного характера.
2-я встреча «Миры и смыслы Александра Асмолова. «Ваш АГА»». Встреча, которая задала особый тон для дальнейшей работы. Появилась идея, которая дала очень важный эффект – включенности в содержание с первых минут общения. Это – визуальное творчество ребят на доске. На этой встрече, посвященной педагогическим идеям А.Г. Асмолова, все участники рисовали…
Ценностью этой встречи стало то, что ребята делились своим опытом заботы и помощи, вспоминали свои жизненные ситуации, анализировали. Основой для работы были вопросы, составленные так, чтобы максимально просто говорить о сложном. Материалы из трудов А.Г. Асмолова были вложены заранее в чат. Особый интерес они вызвали у наставников. В ходе рефлексии взрослые отмечали, что оказывается ничего не знали об истории российской педагогической мысли, а то, что знали, забыли. Захотелось погрузиться в историю педагогики по новым смысловым основаниям. После встречи в чате «Будущие наставники» по инициативе члена проектной группы появились именные (адресные) благодарности ребятам за конкретные качества, проявленные в коммуникации.
3-я встреча «Гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили. «Спешите, дети, будем учиться летать»». На этой встрече мы учли те ошибки, которые к этому времени стали очевидны. Стало совершенно понятно, что нужно говорить с детьми простым языком, опираться на их опыт, спрашивать их отношение к тому, о чем идет речь. Но при этом, не терять, не обесценивать главные смыслы, которые мы привносили в представление о педагогической деятельности. В основе встречи были маленькие зарисовки из педагогической жизни Шалвы Амонашвили. Именно эти профессиональные истории предлагалось обсуждать. Разговор получился. С этой встречи началось зондирование почвы для предстоящих проб, которые были в замысле авторов проекта. Появился еще один важных вопрос, рожденный ситуацией. Дети по объективным причинам не всегда могли присутствовать на каждой встрече. Как погрузить их в пропущенный материал? Еще раз актуализировалась важность работы с наставниками и их взаимодействие с ребятами в «межсессионный» период.
4-я встреча «Важность диалога. Александр Григорьевич Ривин. Образы и смыслы педагога». Данная встреча моделировалась как двухчастная. Первая часть посвящалась диалогу на основе метафорических рисунков. Проживание опыта диалога происходило сначала в демоверсии, потом в парах, где каждый выступал сначала в роли автора своего выбора и его обоснования, а затем в роли вопрошающего, помощника в процессе осмысления своего метафорического рисунка. Подведение итогов состоявшихся диалогов позволило выйти на ключевые характеристики образа современного педагога. Фиксация этих характеристик, их осмысление, было чрезвычайно важным моментом в нашем проекте. Вторая часть – это знакомство с микропреподаванием. Ребятам предлагалось прожить опыт микрозанятия и его анализа, который выводил на признаки микропреподавания. Этим шагом мы подводили ребят к мысли, что и в онлайн формате, с небольшим временным ресурсом, можно осуществить пробное педагогическое действие. Предоставили возможность поразмышлять над вопросом, который впервые прозвучал еще на 3 встрече – чему могу научить других. Своеобразным домашним заданием для ребят стал процесс подготовки к предстоящим пробам. Дополнительным ресурсом в этом процессе предлагались тьюторы (члены проектной группы), контакты которых были выложены в чате «Будущие коллеги». Возможность получить консультацию в случае затруднения при подготовке пробы была обустроена таким образом, чтобы ребята сами решали, нужна им такая встреча или нет, сами выбирали тьютора, сами инициировали встречу. Ресурсы наставников в этом процессе тоже учитывались, так как одна из встреч с наставниками была полностью посвящена теме «Организация профессионально-деятельностных проб».
5-я встреча «Я пробую». Вся встреча была построена как место и время осуществления ребятами своих замыслов по реализации пробы. Чтобы замыслы стали более конкретными, обдуманными, реалистичными, вначале, в небольших группах, с обязательным присутствием тьютора, проходило обсуждение задуманных проб. Вопросы со стороны тьюторов помогали ребятам даже в тех случаях, когда проба не обдумывалась заранее, а идея возникла здесь и теперь. В итоге 5 проб состоялись. Подростки учили других участников метко бросать мяч, запоминать количество дней в каждом месяце с помощью костяшек на руках, создавать с помощью рук интересных персонажей и от их имени говорить о себе…Не все ребята решились на пробное действие. Им предлагалось подумать над продолжением. Сделать пробу в своей школе или подготовиться и провести ее на следующей встрече. На рефлексии обсуждалась ценность пробы с точки зрения полученного эмоционального и педагогического опыта. В группе «Будущие коллеги» появились именные благодарности всем, кто рискнул и попробовал. На заключительном этапе мы пригласили ребят в соавторство по моделированию итоговой встречи.
6-я встреча «Замыкая круг». Идеи итоговой встречи очень глубоко обсуждались, в том числе с участием тех ребят, кто решился стать соавтором. Оказалось, что ребятам очень важно все, что связано с задушевным разговором, возможностью рассказывать о себе, своих переживаниях и планах. Они вспоминали свой опыт летних лагерей, свечу, которая передавалась из рук в руки, создавая атмосферу доверительности, глубины и открытости. Отсюда, из предложений ребят, собственно, и появилась тема встречи – «Замыкая круг». На предварительном этапе был подготовлен трогательный видеоролик, построенный на демонстрации «следов» наших встреч на фоне песни «Замыкая круг». Сама встреча объединила все идеи, обсужденные в ходе реализации проекта: выбор, вопрошание, диалог, доверие, заботу, поддержку, рефлексивность. Каждый выбирал ту встречу, которая была для него особенно ценной, также выбирал себе собеседника (того человека, от которого он сможет получать вопросы, суждения и подарок – звезду на память). Начался теплый доверительный разговор. Ребята вспоминали себя, свои эмоции, открытия, которые остались в памяти после выбранной им встречи. По итогам диалога делались фиксации, каждому вручалась одна-две звезды, отражающие особенности этого человека, его лучшие качества, проявленные на встречах. В конце встречи обсуждалась возможность продолжения проекта.
Уроки и открытия по итогам реализации проекта «Педпрофиль+»
• О проектной группе.
Группа хороших людей. профессионалов в своем деле, разделяющих идеи замысла проекта – это еще не проектная группа. Требуется значительное время и специально обустроенное пространство для согласования оснований для взаимодействия, норм, принципов совместности. Кризисы в проектной группе могут быть конструктивными, а могут быть деструктивными.
Это зависит от уровня развития рефлексивности ее участников. Пересборка проекта неизбежна по ходу его реализации. Первоначальный замысел серьезно отличается от того реального процесса и продукта, который получается в итоге. Важно спокойное отношение к этому несоответствию. Ресурсом для дооформления замысла может быть внешняя экспертная оценка.
• О замысле
Содержательный замысел проекта вполне рабочий. Действительно, через историю российской педагогической мысли есть реальная возможность выйти на образ современного педагога, на смыслы и ценности самих ребят, участников проекта. Эта возможность обеспечивается тьюторской позицией всех авторов, которую они проявляют в ходе моделирования встреч, а также на самих встречах. А вот организационная форма – онлайн, под большим вопросом. Это не значит, что онлайн встречи не могут дать нужного результата. Это значит, что требуется «гибридный» формат, где значительная часть офлайн нагрузки ложится на плечи наставников. Это касается и поддержки тех тем, которые обсуждаются онлайн, практически, в своих школах. И включение в процесс ребят, пропустивших встречу. И использование тех техник, приемов, технологий, которые построены на принципах индивидуализации, в школьных реалиях будущих педагогов. Под вопросом максимальное количество участников проекта. При каком количестве может быть реализован проект и при каких условиях? Как обеспечить включенность сотни ребят, как задумывалось изначально? Или эта цифра нереалистична?
• О роли наставников.
Линия наставников – это (из геометрии) ломаная линия, которая на определенных отрезках реализации проекта идет параллельно с линией детской, на других участках – пересекается с ней. Но, очевидно, что эту линию нужно выстраивать также тщательно, как и основную. Без поддержки наставников проект теряет значительную часть результатов и эффектов. Также важно, как проект встраивается в общую систему работы психолого-педагогических классов (групп). Если это – дополнительная надстройка, она так и воспринимается как дополнительная, необязательная, не имеющая особого значения. А если проект – часть системы, который дает дополнительные ресурсы и возможности самой школе, то эффективность проекта возрастает. Как обустроить пространство так, чтобы проект стал частью системы – вопрос, требующий значительного внимания.
Тюмина М.В., руководитель проекта