Вторник
11 ЯнвТьюторская практика магистрантов в Университетской школе – бесценный опыт!
Практика студентов тьюторской магистратуры в Университетской школе Московского городского педагогического университета уже становится доброй традицией, постоянно трансформируется по форме и содержанию, обогащается глубокой рефлексией и супервизией. Об этом можно судить по отчетам магистрантов, один из которых мы представляем вниманию наших читателей. Рассказывает Людмила Кислицина, студент первого курса тьюторской магистратуры МГПУ.
“Практика в освоении профессии имеет огромное значение. Она дает возможность практически применить имеющиеся и получаемые знания, опробовать новые инструменты, сделать выводы об их эффективности, почувствовать свои преимущества и недостатки. Сложившиеся условия, непростая эпидемиологическая ситуация, удаленность тьюторов от тьюторантов, так как большая часть тьюторов-стажёров из регионов, и география их проживания от Балтики до Енисея, сделали нашу практику уникальной.
Первое знакомство с учащимися состоялось в формате ТИК-ТОК роликов. За минуту каждому тьютору – стажеру предстояло рассказать о себе, заинтересовать девятиклассников. Мы все очень волновались, опасались, что нас вдруг не выберут. Все сложилось удачно! Каждый из нас обрел тьюторанта, а некоторым повезло вдвойне, и они стали тьюторами сразу для двух девятиклассников.
Суть проекта Университетской школы состоит в том, чтобы помочь учащимся осознанно выбрать траекторию своего дальнейшего образования: выбрать профессию и осознанно продолжить обучение в системе СПО или продолжить учиться в школе и подготовиться к поступлению в Вуз. Для этого очень важно вовлечь в этот процесс непосредственно учащегося, который, осознав свои интересы, способности, возможности может сделать этот важный выбор.
Участие в реализации проекта в Университетской школе для девятиклассников в роли тьютора – стажера для всех нас стало хорошим опытом. В школьном проекте «Вдумчиво о себе: интересно о профессии» нам был отведен важный этап. Предстояло создать условия для того, чтобы учащиеся имели возможность задуматься о себе и своем будущем. Осознанно выбрать профессию для дальнейшей реализации своего проекта. Что-то вроде «примерки профессии на себя». Были волнения и переживания, ведь опыта онлайн-сопровождения у многих магистрантов не было. Для решения этой задачи возникла необходимость поиска способов выстраивания коммуникации, достижения поставленных целей, а именно помощь тьюторанту, понять себя, свои интересы и желания, которые могут стать основанием для профессионального самоопределения.
После тьюториалов с девятиклассниками нас ждала теплая встреча с Волошиной Евгенией Анатольевной. На этих встречах мы обсуждали проведенные нами тьюториалы, мы делились своими находками или могли запросить право на «красную кнопку», которая давала возможность поделиться трудностями и получить ценные комментарии, рекомендации, увидеть сложившуюся ситуацию с другой стороны, найти выход из тупика. Обсуждали возможность выстраивания коммуникации с тьюторантами. Зачастую подростки на связь с тьюторами выходили с мобильного телефона и без привязки к рабочему месту, идя по улице или найдя укромное местечко от шума и суеты в школе, а иногда со стационарного устройства. Ситуация неопределенности вызывала волнение и заставляла искать способы эффективной работы в таких условиях. Кто-то планировал как минимум два хода тьюториала, с использованием цифровых ресурсов и без них, а кто-то находился в моменте и действовал спонтанно. Эта ситуация помогла нам понять свои сильные стороны и осознать дефициты, над которыми стоит задуматься.
Тьюторское сопровождение завершено. Настало время встречи с руководителями проектов, которые будут сопровождать девятиклассников дальше в его реализации и защите. Для нас было очень важно «передать» тьюторанта руководителю так, чтобы дальше выстраивать работу максимально полезно и эффективно для девятиклассника с учетом его индивидуальных особенностей.
Волнительный момент. Публичное представление девятиклассниками темы проекта. Мы с нашими тьюторантами снова по разные стороны экрана монитора, снова в дистанте. Очень волнительно. Учащиеся презентуют свои наработки, аргументируют выбор темы, содержательно отвечают на вопросы руководителей проектов, одноклассников, у нас тоже была возможность участвовать в дискуссиях после презентаций, сказать напутственные слова и пожелания. Несмотря на расстояние, нам удалось быть рядом, оказывать поддержку, видеть наших тьюторантов, достойно представляющих свои идеи. Очень радостно осознавать нашу причастность к происходившему.
Подводя итог, можно сделать вывод, что практика прошла успешно. Пройденный путь был интересным, продвигающим и содержательным. Поставленные цели и задачи достигнуты. Сделан еще один шаг в сторону развития тьюторских компетенций. Получен бесценный опыт в становлении магистрантов в профессии «тьютор»!