Понедельник
25 ЯнвРАЗМЫШЛЕНИЯ О “ЯРМАРКЕ ПРАКТИК”
В день всех Татьян, главный студенческий праздник, мы начинаем публикацию рефлексивных эссе, сочиненных студентами магистратуры “Тьюторство в сфере образования” Московского городского педагогического университета. В очередной раз убеждаешься, что каждый новый курс, набранный Татьяной Михайловной Ковалевой и ее соратниками, – это удивительная команда разноплановых, разновозрастных и талантливых людей, объединенных жаждой познания необычного, трудного и увлекающего. Первое слово – студентке Л.Губиной с ее размышлениями о “Ярмарке тьюторских практик”, с которыми магистранты познакомились осенью 2020 года.
“За последнее время, после поступления в магистратуру, очень много изменилось для меня. Количество информации, и так бывшее немалым, стало расти в геометрической прогрессии. Не один раз казалось, что с этим потоком мне не справиться, и даже хотелось его прекратить. Учиться анализировать и делать осознанный выбор оказалось не таким уж и лёгким занятием, особенно после того, как появилась потребность в формулировании своего запроса (за этот навык спасибо хочется сказать тьютору, работавшему со мной в течение нескольких месяцев). Избыток информации, конференции, лекции для меня стали не только способом получения знаний, но и послужили основой для возникновения потребности формирования культуры отказа. Здесь, как и в обучении, насыщении знаниями я стою только в начале пути.
Но сейчас мне хочется сказать о том событии, которое вернуло меня к моему запросу. Оно стало началом переосмысления и объединения той потребности, с которой я пришла в магистратуру, и той информацией, которую получала в течение первого семестра. Я говорю о «Ярмарке практик». На ней я увидела не просто людей, занимающихся научными изысканиями, но людей, решающих насущные, каждодневные проблемы. Я встретила тех, с кем могу разделить уже имеющиеся у меня интересы. Так как сфера моей профессиональной деятельности находится в начальной школе, то и поиск мой начался именно с неё. Как приятно было осознавать, что уже сейчас, где-то рядом действует школа, в классах которой практикуют свободную педагогику Л.Н. Толстого. Эту практику представляла Гринюшина Наталья, которая, как я поняла, является выпускницей тьюторской магистратуры. Очень приятно осознавать, что после этого курса Наталье хватило смелости и знаний для внедрения принципов свободной педагогики в жизнь. Очень «аппетитно» смотрится её предложение возможности осуществления педагогической пробы в указанном формате.
Очень впечатлила меня презентация практики Центра содействия семейному образованию «Кайманчик». Ведь не секрет, что большинство родителей не рассматривают переход на семейное образование, потому что не знают, как надо действовать, и боятся остаться одни в ситуации подобного выбора. Возможно, станет востребованным и актуальным создание навигационных центров при школах, для оказания помощи родителям, сделавшим выбор в сторону семейного образования. Будет ли это востребовано? Не могу пока сказать, но иметь возможность перенять опыт в подобной ситуации, попробовать работать в альтернативном образовании, понять в какой поддержке нуждаются такие семьи, становится почти бесценным предложением в сложившейся в современном мире состоянии неопределённости.
Семейная начальная школа «Счастливые дети» «выросла» из клуба по интересам. Это впечатляет и является показателем того, что всё больше родителей задумываются о необходимости внесения изменений в современное образование, готовы к переменам, способствующим развитию и обучению ребёнка по индивидуальному образовательному маршруту. Школа под руководством Радзишевской Евгении Борисовны ставит во главу угла наращивание селф компетенций (self-skills)и в этом её отличительная черта от общеобразовательной школы, но, как я поняла, с сохранением основных традиций классно-урочной системы.
Наверное, невозможно обойти стороной в моей ситуации практику, предложенную Грачёвой Натальей Юрьевной. Чем же меня впечатлила она? Думаю, тем, что в стенах типичного общеобразовательного учреждения, нашлось место тем ценностям, которые соответствуют требованиям индивидуализации процесса образования, вариативности и избыточности образовательной среды. Причём применение тех компетенций, которые необходимы для деятельности тьютора, находится не в единичном формате, а разделяется по сформировавшимся потребностям обучающихся. Внутри обычной школы есть место для работы тьютором, эта работа имеет определённые очертания и нормативную базу. Ещё одно заманчивое предложение! И это если только говорить о тех, что изначально лежат в сфере моего образовательного интереса. Но ведь каждый участник «Ярмарки практик» нашёл своё место в этом быстро меняющемся мире, приносит пользу и помогает людям. Вот та ситуация, в которой по-настоящему захотелось «раздвоиться».
И вновь, как и в начале обучения передо мной встаёт проблема выбора, но эта проблема ещё более сложная. Ведь порекомендованную книгу можно отложить и на «потом», и вебинар, конференцию, лекцию можно посмотреть в записи. Это не просто выбор практики, а пробный шаг в жизнь, в которой я уже должна транслировать те ценности, которые приняла осознанно при поступлении в магистратуру. Хочется сказать большое спасибо людям, организовавшим такое мероприятие. Вы не только учите, но и своим примером показываете, как должна быть организована избыточная, вариативная, открытая образовательная среда. А я сейчас, как студент могу не только учиться у Вас и на Вашем примере, но и почувствовать себя по другую сторону образовательного процесса и понять, как нелегко и одновременно важно формировать запрос и культуру отказа”.